"Rock Away Your Teardrops" – однажды, дважды и навсегда!

"Rock Away Your Teardrops" – однажды, дважды и навсегда!

 

“Rock Away Your Teardrops” coverРечь пойдёт о самом первом сольном альбоме Криса Нормана, выпущенном в 1982 году. Или даже, скорее о той истории, которая у меня с ним связана. Он появился у меня (в первый раз) практически сразу после выхода в 82-ом году или в самом начале 83-го. Что было достаточно удивительно. Сами помните, с каким опозданием доходили тогда в Союз новинки. По крайней мере, если не говорить о столице. Запись была на катушке, но очень достойного качества. На второй стороне (точнее на первой) – “Midnight Delight” Smokie того же 1982 года. И засели мы с друзьями, полные воодушевления, в предвкушении и т.п., за его (их) прослушивание. (Сразу оговорюсь, что о “Midnight Delight” постараюсь упоминать поменьше. Во-первых, истории почти одинаковы, во-вторых, речь о “Rock Away Your Teardrops”, именно, как об альбоме Нормана).

Надо бы заметить, если кто забыл (шутка), что в рок- и поп-музыке в то время была достаточно, мягко говоря, мутная ситуация. Старый добрый хард-рок накрыла волна групп второго эшелона. Панк, новая волна, пост-панк, etc. И, особо химерный, припопсованный электронный пост-панк, которому уступило место выдохшееся (в коммерческом, разумеется, смысле), замешанное изначально на ритм’н’блюзе и госпел, американское диско. Старые группы распадались десятками. Карьеру, в лучшем случае продолжал кто-то самый талантливый, адаптировавшись, конечно, при этом к новым веяниям.

А ещё появилось такое явление, как “итальянцы”. Наверное, в ответ на разброд и шатания в англо-американской музыке, они очень быстро заполонили всё и вся, и несколько лет тоже умудрялись диктовать свои стандарты.

Так вот, врубили мы ту самую катушку и… Не помню, кто первый задал остальным вопрос. А что, Smokie уже “итальянцы”?!...

От услышанного саунда был лёгкий шок! Меня, конечно, незадолго до этого несколько удивил “Solid Ground”. Но там-то хоть были “Jet Lagged” и “Take Good Care Of My Baby”, которые для привычного слуха вытягивали весь альбом. А тут (включая ещё и “Strangers In Paradise”) сразу три (!) таких альбома. Непонятно стало… Ох, как же тогда не хотелось разочаровываться в любимой группе! В той самой группе, которая была именно для души, и песни её слушались и в радости, и в нерадости!

Катушка за первые же две недели была прокручена бессчётное количество раз. Постепенно слух к ней привыкал, появлялись всё новые и новые удачные и приятные моменты. А если не появлялись сами, то специально изыскивались. Но, блин, ни через две недели, ни через месяц никуда не девался из вступления к самой первой песне этот подвывающий, дурацкий синтезатор или что там ещё за “достижение” в технологиях электромузыкальных инструментов!!!

Ситуация усугублялась ещё и тем, что на то время пришлись мои самые активные занятия музыкой. Осваивать гитару и бас на примере разучивания вещей хардовых групп конца 60-х и начала 70-х и слушать то, что я только что описал? Не получалось при всём желании. Даже принимая во внимание трепетное отношение к Smokie. Если уж говорить о клавишных инструментах, то с юношеским максимализмом мы считали, что они должны звучать только как у Uriah Heep, Deep Purple, Pink Floyd или рояль Queen – и никак иначе! У нас поэтому-то и клавишника с “ионикой” не было…

Короче, катушку эту я безжалостно стёр!.. И лента тогда была в дефиците, и чистоту жанра надо было блюсти!

… И был потом за это наказан. Гораздо позже, занимаясь собиранием коллекции Smokie, в середине 90-х мне удалось найти “Midnight Delight”. А вот “Rock Away Your Teardrops” – ну просто как заколдованный! Ни в каком виде, формате, происхождении! Бывает же такое. Кстати, такая же ситуация у меня была и с “Whose Are These Boots”. Вроде и альбом популярный, а найдёшь скорее какой-нибудь раритет, а того, что нужно мне – в розничной продаже нет, включая заграницу. Очень огорчался…

И, главное, я полностью успел его забыть. Мелодии, мотивы, риффы – всё. Напрочь.

“Rock Away Your Teardrops” я нашёл через 23 года!!!!!

Нашёл в Москве, в магазине. 28 мая, в день концерта Криса Нормана! А потом уже в холле концертного зала с изумлением обнаружил, что альбом этот там продаётся в любых количествах. Вот уж действительно в тот день мир перевернулся!

Наверное, так было надо…

Приехав домой, я сразу, прямо с дороги, его и включил. И что вы думаете! С первого же раза всё вспомнилось до малейших деталей. Таки сохранились в памяти временные подгрузочные файлы.

Говорят, что первый сольник Нормана (так до сих пор и не переизданный официально на CD), скучный, нудный, неудачный, “некоммерческий” и вообще никакой.

Это не так!

Я постараюсь коротко высказать собственные мысли относительно его содержания. Да и теперь это, через столько лет и, после услышанных следующих работ нашего Маэстро – вовсе и не сложно.

Итак,

American Girl (Norman/Spencer)

Пожалуй, самая лучшая песня в альбоме. Стопроцентный хит в лучших традициях классического звучания Smokie. Проникновенный голос Криса, выделенная 12-струнная акустическая гитара, фирменный бэк-вокал. Из дополнительных изюминок – просто чудесные гитарные реплики и соло Алана, а также очень уместный участок, где лидирующий вокал ведут Алан и Терри.

Кстати, пишу и ловлю себя на мысли о том, что вроде как речь идёт об альбоме группы, а не о сольнике Криса. Поэтому, далее по тексту возможны определения и суждения именно в таком ракурсе. А вообще, об этом несколько позже.

Возвращаясь к “American Girl”. Да – стопроцентный хит. Но зачем же этот самый синтезатор?! Кто ж его туда так “удачно” определил?! Ну просто как диверсия какая-то!

Песня очень удачно расположена на первом месте в трек-листе. И, когда альбом слушаешь впервые, то создаётся впечатление, что вот, наконец-то, группа возвращается к классическому саунду. А вступление – так, просто маленький прикол.

Ну, ладно… Поехали дальше.

Too Many Hearts Have Been Broken (Norman/Spencer)

Приятная лёгкая, прямо воздушная, песенка. В стиле американских шлягеров вокальных групп конца 50-х. Коль скоро авторство песни указано собственное, видимо, музыка детства навсегда осталась в сердцах у наших героев. Это только подтверждается безукоризненным вокалом в смысле интонаций и чувства именно этого стиля. Только очень талантливые музыканты смогли бы так спеть. И те, кто вырос на этой музыке. А кажущаяся простота композиции и недолгая (менее 3 минут) продолжительность, очень удачно, как это часто бывает, скрашена модуляцией в последней части песни.

Но и тут же не обошлось без модных экспериментов! Послушайте звук соло-гитары. Вместо саунда типа The Shadows, который прямо просится в такие песни, опять нечто булькающее. Ещё одна ложка дёгтя…

Oh Colette (Norman/Spencer)

Песня попала на вторую сторону сингла.

В юности я её просто перематывал…

Это ж надо было “придумать” такую аранжировку. После неё, даже очень бурно пофантазировав, тяжело себе представить стиль, в котором эта тема могла бы достойно прозвучать. Кантри, глэм, регги, буги?.. А как насчёт кислотного ремикса минут на 15?!

Да, видать, действительно трудные и смутные времена были в 1982 году…

Hearts Need Company (Silson/Wade)

Настоящий боевик! Насколько всё-таки удачно подвернулась в альбом Нормана песня друга. Реальный глэм-рок 80-х. Исполнено в самом лучшем звучании Smokie “rocks”. Казалось бы, не совсем уместная акустическая гитара, наоборот, очень органично вписалась в общее звучание и, только добавила ему ярких красок. Вокал Криса лёг просто как влитой. Очень интересен также и ритмический рисунок барабанов.

Кстати, эта вещь переигрывалась Smokie позднее в составе с Аланом Бартоном. Там, конечно, она уже звучала гораздо ярче и богаче. Но, что интересно. Если в 1982 году это был один из экспериментов, и звучал он действительно свежо, то в 1989 – приходилось уже догонять Bon Jovi, например, или Def Leppard… “Hearts Need Company” здорово сначала слушать образца 89-го, а после этого – сразу первоисточник.

В общем, умели Smokie играть свой классный и самобытный рок. Уж лучше бы они экспериментировали именно в этом жанре. Эх…

It Ain’t Easy (Silson/Wade)

Очень удачная вещь. Опять-таки спасибо мистеру Силсону.

Добротный глэм в том же стиле Smokie “rocks”. Именно в их стиле, так как присутствует яркая мелодическая линия. Хотя, это – тот самый случай, когда их фирменный бэк-вокал несколько отдаляет звучание от чисто рокового. Зато, очень интересная фишка – ярко выраженная, выделенная ритм-гитара, просто вбивающая гвозди на сильную долю. Что, кстати, абсолютно компенсирует отсутствие гитарного соло.

Забойная песня. Из тех, которые “прилипают”, и целый день их потом напеваешь и насвистываешь.

Hey Baby (Norman/Spencer)

Первая сторона того самого сингла.

Яркая запоминающаяся мелодия. Очень вкусные, прямо ритм’н’блюзовые нотки и интонации в вокале Криса. Какой он всё-таки молодец в этом плане. Лишний раз убеждаешься, что такая музыка у него просто в крови. Применён очень эффектный вокальный приём – эмоциональное пение “в полнакала”. Кажется, сейчас, вот-вот, как врежет… Чем-то даже эта песня вызвала у меня ассоциации с Нодди Холдером.

Но опять же – аранжировка, аранжировка…

Именно интересная, чётко прописанная басовая партия Терри вместе с, опять-таки синтезатором, как ни странно, делает “Hey Baby” самой “итальянской” на всём альбоме. Ну, плюс ещё и звучание некоего “чуда техники” в проигрыше. Вместе с прихлопываниями…

Хотя на пляже, под пальмами… Почему бы и нет.

Who Can Make Me Laugh (Norman/Spencer)

В высшей степени интересная песня!

Как раз из тех, которые стоят несколько особняком от всего остального во всех альбомах Smokie. И тем самым, только добавляют им своеобразный неповторимый шарм.

Очень необычная мелодическая линия. И не одна, а сразу несколько одновременно. Включая разложение и вокальных, и инструментальных партий. Аранжировка – в самую масть, включая, в данном случае, и тот самый синтезатор!

Мне даже интересно стало, а кто же, всё-таки конкретно, автор песни из указанных двоих..

Rock Away Your Teardrops (Silson/Wade)

Третья песня этого авторства на альбоме. Вобщем, к ней можно отнести слово в слово всё то, что было сказано о “Hearts Need Company”. Включая и то, что она также была перепета в 1988 году новым составом группы.

Правда, и тут не обошлось без ещё одной ложки дёгтя. Всё те же “вражеские” клавиши.

 

Вот такие, теперь уже “взрослые”, мои впечатления о “Rock Away Your Teardrops”.

Если уж и говорить о каких-либо его недостатках, то их, на мой взгляд, будет только два. Первый – альбом очень короткий, всего восемь песен. А ведь наверняка были же у них ещё и другие номера. Примерно в то время выходили синглы. Сейчас вот проявляются разные раритеты. А что-то явно и до сих пор лежит на полках. Возможно, не нужно было торопиться, а просто немного переждать, собрать материал, дать ему “настояться”, и стрельнуть погромче…

Второй недостаток – это, ну вообще не свойственные группе аранжировки. И что бы не говорили о моде, переходных периодах, экспериментах и пр. Хотя, это всего лишь моё личное мнение.

А есть и ещё один “негативный” момент. Альбом абсолютно незаслуженно до сих пор официально не переиздан. Вот это зря!

Ну а теперь – объективно.

Во-первых, альбом был создан всей группой вместе. Это сам по себе очень положительный факт. Что называется плечом к плечу, локтем к локтю, в одном общем братском котле. Так что, мы можем смело подразумевать, что это диск всей группы. Если бы Крис действительно “захотел экспериментов” и решился на реальный соло-альбом, скорее всего он действовал бы совершенно иначе. Да он и сам говорил, что пластинка была записана на одной сессии с “Midnight Delight”. Просто, вовсе не музыкальные и не творческие обстоятельства заставили их поместить на обложке только одно имя. Может, это были обязательства по контракту с записывающей фирмой. А может, сыграл фактор острова Мэн (оффшорная зона…). И “прописку” на нём на тот момент имел только один Крис. Кто знает…

А самое главное, это то, что “Rock Away Your Teardrops” вместил в себя, на самом деле, просто замечательный МУЗЫКАЛЬНЫЙ материал! Именно на нём отшлифовывались композиторские таланты! Именно этим он более всего и ценен. Совсем нетрудно (с высоты ознакомления с творчеством последующих лет, в первую очередь Криса) проследить то, что как раз тогда и был заложен фирменный композиторский и исполнительский стиль Нормана на долгие годы.

Что ж, уважаемые ценители и коллекционеры, я уверен, что этот диск по праву занимает своё достойное место в Ваших (и моей, с недавних пор) коллекциях. И в сердцах тоже.

“Rock Away Your Teardrops” – once, twice and forever!

 

 © DK67 (Чернигов), 29.06.2006

© www.chris-norman.ru