>>> Ūŗ ūůŮŮÍÓž ˇÁŻÍŚ
Interview with Chris Norman for the Radio “Echo Of Moscow”
 
 
 

Chris, how do you consider that period of your life when you were in Smokie?

— For me that Smokie period was the beginning of everything that I've done since. We were like a bunch of guys together for a few years before, 'cos we've gone to school together and everything, and we sort of come through and we played at different things, had some successes but not very big yet and we were trying all the time. And so when we finally had the success with the first hit record and then the continuation of that – it was great! And we went all over the world and we played and concerts got bigger and the audiences got more, we had more hits and hits and albums hits. So we were just living really our dream then, you know. It was great. We did all the things that we'd always imagined and dreamed to do. And we had a great time. We were all close like friends, like brothers nearly at that time. So we enjoyed ourselves, enjoyed each other's company, we enjoyed the new adventure that we were on. So that was a great time, yeah! And also it was like the start of everything for me.

What do you think were the main constituent parts of the Smokie success?

— Well, probably there were mainly 2 things. The first main thing was the harmony sound. We had this distinctive harmony sound which was just purely luck. A lot of groups have success and they do harmonies, but they donít always sing so good together and they make it sound better by being in the studio. But with us, we just could sing good already, together I mean, as a group. And that was really luck, 'cos, you know, we just came upon each other at school and it could have been that one of us couldnít sing or whatever. But it turned out that we could and we all had the right range of singing. So my voice was like it is and then Alan would sing a different sigh, and we could swap. And Terry would always sing this high harmony above which was a really strong high harmony. So we could sing always easily together, it was always like no effort, we didnít have to work that hard at everything. We could just say while doing a harmony – you sing that part, Iíll sing that part... Bump! And then it would sound good. We could sing it just in a room and then it would already sound good, before you start it in the studio with doing any messing around with it. It always sounded good. So that was really the lucky part because as I said it could have been that somebody couldnít sing. So that was the luck that we met each other and we just sang so good together. And I think, that harmony sound that we had was one of the main factors, you know.

And the other thing was – by that time my voice got sort of a certain style and a character in it which people seemed to like. So that sound of my voice which made it distinctive, 'cos people used to say they always knew a Smokie record straight away because of my voice, and then the harmonies. So you could always tell us, a Smokie record, immediately, which was a good thing because it set us apart from everybody else. Because as soon you heard a Smokie record on the radio, you could straight away think: oh, thatís Smokie!

Which album with Smokie you consider as your favourite?

— I think my favourite Smokie album is probably “Bright Lights And Back Alleys”. Yeah, I think so. Because it has got some good tracks on it, you know, that I like. Our first album was “Pass It Around”. I kinda like “Pass It Around” because it has got a new, innocent thing about it Ďcos to that time we hadnít done much yet. And then “Changing All The Time” was the second album – we were getting to know a little bit more about what we were doing in the studio.

So they all have their little things. But by the time we got to “Bright Lights...” – which, I think, was after “Midnight Cafe”, so it was the fourth album – weíve got a style and more confidence about what we were doing in the studio and songwriting-wise and everything else. I think it was just better produced, had better songs on it. The whole album sounded like it had been worked out properly, you know. I think that was better than the one after that, “The Montreux Album”, I think that was not as good. So, yeah, “Bright Lights...”

Chris, and finally a question which probably you've been asked most often since the time you left Smokie – what do you think about the possibility of an original Smokie reunion?

— Well, I think really itís not probably going to happen. Because weíve all been apart for so long now and I canít imagine it would. If it had happened maybe 10 years ago – that was a time when it could have happened. There was a time in about 1998 when we sat down and talked about it. It was 1998. And at that time I felt like it maybe could have happened. But I think now, like more than 10 years later, I think itís too late, I donít think it would happen anymore.

First of all, Terry is in the new Smokie and I guess heís quite happy and going round doing that stuff. And also while heís in that kind of group, heís one of the leaders or the leader of that, whereas if he was back with the rest of everybody, he wouldnít be anymore, you know, he would just be equal again. And Iíve got a certain feeling of that as well. If I was suddenly in Smokie again, I would have to do what everybody else wants and I've reached the point where Iím quite happy doing what I want, you know. Plus the fact I'm not sure it would work, not sure how we would get on. Because of that kind of reason we would probably argue a lot. Alan... I think Alan would probably quite like to get back to Smokie, the original Smokie again. But I donít know whether he'd be doing it right. I donít know. And Pete, I think, would quite like it if he could do it in bits. Iím not sure about Pete, I wouldnít like to misrepresent him, but I have the feeling that he would like to do it a bit, but he wouldnít like to do it a lot. I might be wrong but Iíve got that feeling.

And really, if youíre going to reinvent Smokie or reintroduce the original Smokie, everybody would have to be prepared to really work hard and do a completely new album, with a great session, and be serious about it, with a great producer – really do it properly, and then be prepared to tour – for probably 140 weeks or more, 2 years or whatever. And I donít think Pete would do that, Iím pretty sure he wouldnít, Ďcos he doesnít want to do that. And I think Terry, on the other hand, would probably say – why would I give up this new Smokie for the sake of a year or two years of this, and then I go back and thereís nothing there for me anymore? So I can get that position. And I would say – why would I give up my band, Iím happy doing the stuff Iím doing? To go back in a situation which might not be very happy anymore? I donít know. So I donít think it will happen.

But why canít you think about just a single reunion gig, like, for instance, Led Zeppelin did in O2 Arena a couple of years ago?

— Well, itís a different situation. I mean Led Zeppelin. Robert Plant was doing his solo thing but he wasnít doing a lot, he wasnít on the road like I am all the time. The rest of them werenít doing anything to do with that. So it was easy enough just to say – letís get back together, sell out a few shows at the – wherever it was – Wembley or whatever, and that was it.

But to do that Terry would have to say to the other guys – you are not in Smokie, you are not Smokie, this is the real Smokie, so you can piss off, Iím gonna do this now, but Iíll come back in a couple of weeks. I donít think he want to do that Ďcos it wouldnít go down so well with the rest of them – thatís the one thing.

Then, it would cost a lot, just to put it all together. We would have to give up everything we were doing even if we said we only do one night. We need a couple of months to get it right before we did the one night. And then – for one night it's not worth it, is it?

I mean, if everybody was of a similar mind – which we are not – and a similar attitude and wanted to do it really, and then we all said – ok, letís do it for a year or two and see how it goes, then it would be a different situation, but that wonít happen. And the thing is – you said before when the people asked you, doesnít he feel like itís important, like he needs to do it – I donít feel like I need to do it at all. I mean, for what reason? Money? Thereís no reason for money, Iím ok anyway and even if I wasnít, I could make more money doing what Iím doing on my own. And I wouldnít do it for money anyway. Success? Yeah, I would do it for success but whoís to guarantee that? It might end up to be crap and then everybody goes – “Uuuuh, what did they do that for? That was awful, wish I would remember them like they used to be”. And I think thatís an important thing, too. People like Smokie, people have a thing about Smokie – because itís a legend from their youth. Thatís what they want to see. Itís like me – when before John Lennon died and George Harrison died, I always wished The Beatles had a comeback together. But I wanted them to come back together the way I wanted it, not the way they might want it. And I wanted to see them come on like the “Fab Four” that they used to be, even though they're a bit older, and come on and play all old songs. And probably if they had it done, their comeback had been different, you know. And then it would have spoiled it. I think, itís best sometimes to leave things as they are.

 
 
 Recorded and processed by Stranger. Special thanks to Annie for her invaluable help.
© 2011  www.chris-norman.ru

>>> English version
Интервью Криса Нормана для радио “Эхо Москвы”
 
 
 

Крис, как вы оцениваете период вашей жизни, когда вы были в Smokie?

— Для меня этот период в Smokie был началом всего, что я сделал с той поры. Мы все были в одной компании в течение нескольких лет до этого, потому что ходили вместе в школу и всё такое прочее. И мы прошли через всякое, играли разные вещи, имели некоторые успехи, но не очень большие пока, и все время пытались пробиться. И затем, когда мы наконец достигли успеха с первым хитом, а потом это продолжилось – это было здорово! А затем мы объездили весь мир, играли, и концерты становились всё больше и больше, аудитория наша росла, один за одним у нас появлялись хиты, и альбомы в хитах. Так что, знаете ли, мы просто жили тогда в нашей мечте. Это было замечательно! Мы делали все вещи, которые всегда только представляли и мечтали делать. Мы отлично проводили время. Мы были близки как друзья, почти как братья в то время. Мы наслаждались жизнью, наслаждались компанией друг друга, наслаждались новым приключением, в котором находились. Так что, да – это было великое время! И также это было подобно началу всего для меня.

Как вы думаете, каковы были главные составляющие успеха Smokie?

— Ну, наверное, можно выделить две главные вещи. Первой вещью было гармоническое звучание – у нас было отличительное, характерное звучание вокальных гармоний, что было, на самом деле, чистой счастливой случайностью, потому как этого могло и не быть. Существует множество успешных групп, которые делают гармонии, но они не всегда так хорошо поют вместе, и улучшают это затем, находясь в студии. Но в нашем случае, мы уже сразу могли хорошо петь, я имею в виду – вместе, как группа. И это было действительно удачей, так как, знаете, мы ведь просто встретились друг с другом в школе, и могло случиться так, что один из нас не мог бы петь или что еще. Но так вышло, что мы могли, наши голоса прекрасно сочетались, и все мы имели подходящий голосовой диапазон. Так что, мой голос мог исполнять одну партию, а Алан мог спеть это на другой высоте, и мы могли меняться с ним. А Терри всегда пел эти высокие гармонии поверх нас, это были действительно сильные высокие гармонии. Итак, мы всегда могли петь легко вместе, нам не надо было так сильно трудиться над всем этим. Мы могли просто сказать, делая гармонию: “Это поешь ты, я пою эту партию, а ты поешь эту часть...”. Раз! – И затем это уже звучало. Мы могли спеть это просто в комнате, и это уже звучало хорошо, до того, как мы приступали к работе над этим в студии. Это всегда звучало хорошо. Так что, это, в самом деле, было делом удачи, потому как я сказал – могло так случиться, что кто-то бы не мог петь. Было удачей, что мы встретили друг друга, мы просто пели так хорошо вместе. И, я думаю, это наше звучание гармоний было одним из главных факторов нашего успеха.

А другой главной вещью было то, что к тому времени мой голос приобрел как бы определенный стиль и характерную особенность, что, как оказалось, понравилось людям. Такое звучание моего голоса сделало его отличительным, узнаваемым. Люди говорили, что они всегда могли узнать записи Smokie тотчас же – из-за моего голоса и, затем, из-за гармоний. И то, что вы всегда могли сразу же узнать запись Smokie, было, безусловно, хорошим делом, так как это выделяло нас среди остальных. Как только вы слышали нашу песню по радио, вы сразу же могли подумать – о, это Smokie!

Какой из альбомов Smokie вам нравится больше всего?

— Я думаю, что мой любимый альбом Smokie – это, наверное, альбом “Bright Lights And Back Alleys”. Да, думаю, так. Потому что на нем получилось несколько хороших трэков, которые мне нравятся, и в целом всё звучало отлично. Нашим первым альбомом был “Pass It Around”. Мне отчасти нравится “Pass It Around”, потому что он содержал свежие и в то же время, простые и незатейливые вещи, так как мы еще были не так опытны тогда. Затем, “Changing All The Time” был вторым альбомом – и мы уже понемногу обретали знания по поводу того, как и что делать в студии.

Так что все эти альбомы содержали подобные мелочи. Но к тому времени, как мы подошли к созданию “Bright Lights...”, который последовал за “Midnight Cafe” и был нашим четвертым альбомом, мы уже обрели некий стиль и большую уверенность в том, что мы делаем в студии, в методах написания песен и всем остальном. И я думаю, он был просто лучше спродюсирован, содержал лучшие песни. И в целом альбом звучал как отработанный должным образом. Я думаю, что он был лучше, чем тот, что последовал за ним – “The Montreux Album”, мне кажется, тот был уже не так хорош. Так что да, “Bright Lights...”

Крис, и наконец вопрос, который наверное вам задают чаще всего, с той поры как вы покинули Smokie – что вы думаете сегодня о возможности воссоединения оригинального состава группы?

— Я думаю, на самом деле это, наверное, не произойдет. Потому что теперь мы все уже так давно не вместе, что я не могу себе это представить. Если бы это случилось, может быть, лет 10 назад – а это было время, когда это могло произойти... Был момент, где-то году в 1998-м, когда мы все вместе сели и обсудили это. И в то время у меня было ощущение, что это может случиться. Но мне кажется, что теперь – более чем 10 лет спустя – уже слишком поздно. Думаю, что это уже не произойдет никогда.

Прежде всего, Терри [Аттли] сейчас в новых Smokie, назовем их так. И, я полагаю, что он вполне счастлив, и крутится, занимаясь этими делами. Кроме того, пока он в такого рода группе, он ощущает себя одним из лидеров или даже лидером этого, тогда как, если бы он вернулся назад со всеми остальными, то уже не был бы таковым, знаете ли – он был бы просто снова равным среди нас. И у меня, определенно, также подобные чувства. Если бы я вдруг оказался снова в Smokie, мне бы пришлось делать то, что хотели бы все остальные. Так что, видите ли, я пришел к тому, что я вполне доволен тем, что делаю то, что я хочу. Плюс и то, что я не уверен, как бы это получилось, не уверен в том, как бы мы ладили между собой. Потому что по указанной причине мы бы, вероятно, часто спорили. Я думаю, что Алан [Силсон] наверное с удовольствием вернулся бы в Smokie, в оригинальные Smokie снова. Но как бы у него там сложилось, я не знаю. А Питу [Спенсеру], мне кажется, это бы вполне понравилось, если бы он мог заниматься этим в небольших количествах. Я не уверен в этом, и мне не хотелось бы представлять его в ложном свете, но у меня есть ощущение, что он предпочел бы делать это понемногу, и не перегружать себя. Я могу ошибаться, но у меня есть такое чувство.

Но на самом же деле, если мы бы хотели заново открывать Smokie, или заново представлять оригинальные Smokie, то каждый из нас должен бы быть готов к действительно тяжелой работе – созданию совершенно нового альбома, с длительной записью, с опытным продюсером, серьезно подойти к этому – то есть, сделать это как следует. А затем быть готовым отправиться в долгий тур – на, возможно, 140 недель или больше, то есть 2 года или около того. И я не думаю, что Пит согласился бы на такое, я почти уверен, что нет, так как он не хочет этого делать. Я также думаю, что Терри, с другой стороны, наверняка сказал бы – почему я должен бросать этих новых Smokie ради года или двух лет этого проекта, а затем возвращаться назад, где меня уже ничто больше не ждет? И я могу понять такую позицию. Я бы тоже сказал – почему я должен оставлять свою нынешнюю группу, если я доволен теми вещами, что я делаю? Для того, чтобы вернуться в ситуацию, которая может быть уже не столь благоприятной? Не знаю, поэтому я не думаю, что это произойдет.

Но почему вы не можете представить себе хотя бы один реюньон-концерт, как например, сделали это Led Zeppelin на O2-Арене пару лет назад?

— Ну, это разные ситуации – имею в виду с Led Zeppelin. У Роберта Планта есть свой сольный проект, но он не занимается им так уж много, он не бывает в турах столько времени, сколько провожу я постоянно. Остальные участники не делали ничего, с этим связанного. Поэтому им было довольно легко и просто сказать – давайте соберемся вновь, продадим несколько концертов, где бы это ни было – Уэмбли или что еще – вот и всё.

Но в нашем случае, чтобы сделать подобное, Терри должен был бы сказать своим ребятам – вы не в Smokie, вы не Smokie, вот настоящие Smokie, поэтому вы можете убираться, а я теперь займусь вот этим, но я вернусь через пару недель. Я не думаю, что он захочет так поступить, так как эти его парни будут не в восторге от этого. Это одна причина.

Затем, это будет очень дорого стоить – чтобы просто всё это собрать, соединить, знаете ли. Чтобы всё получилось хорошо, мы должны заниматься, репетировать – а значит, мы будем должны остановить свои проекты – т.е. это произойдет даже в случае, если мы должны будем отыграть только один концерт. Нам понадобится пара месяцев, чтобы всё отработать, прежде чем сыграть этот единственный концерт. И в итоге – всего один вечер, знаете, оно того не стоит.

Я хочу сказать, что если бы каждый из нас имел сходное мнение на этот счет – а это не так, и имел одинаковое отношение к этому, и действительно хотел бы это сделать, и в итоге бы мы все сказали – о’кей, давайте займемся этим на год или два, и посмотрим, что получится – тогда это было бы совершенно другое дело, но такого не случится. И еще дело в том, что – вот вы упоминали, что люди спрашивают – чувствует ли он, что это важно, что он должен это сделать – так вот, у меня совершенно нет ощущения, что мне это нужно. Имею в виду – ради чего? Ради денег? Деньги не могут стать причиной, я в порядке пока что. Но даже если бы я не был, то я в состоянии заработать больше на том, что я делаю сам, так что дело не в деньгах. И в любом случае, я бы не стал делать это из-за денег. Ради успеха? Да, я бы занялся этим ради успеха, но кто его нам гарантирует? Это может закончиться провалом, и тогда все скажут – “Нууу, и чего ради они это сделали? Это было ужасно, а мы бы хотели помнить их такими, какими они были раньше”. И я думаю, это тоже важная вещь. Людям нравятся Smokie, они помнят тех Smokie, потому что это легенда из их молодости. Именно это они и желают увидеть. Это как в моем случае – когда еще были живы Джон Леннон и Джордж Харрисон, я всегда хотел, чтобы Битлз снова вернулись. Но я хотел, чтобы они вернулись именно так, как я это себе представлял, а не так, как возможно они это себе видели. Я желал увидеть их снова на сцене как “великолепную четверку”, такими, какими они были, даже пусть постаревшими. Чтобы они вышли и сыграли все старые песни. Но, наверное, если бы они такое сделали, их возвращение могло бы быть тоже разным, знаете ли. И могло испортить всё. Так что, я думаю, иногда лучше всего оставлять вещи такими, какие они есть.

 
 
 Запись и обработка – Stranger. Особая благодарность Annie за помощь.
© 2011  www.chris-norman.ru