О переиздании альбомов Smokie
 
 

Два первых альбома Smokey, и в большей степени “Pass It Around” – это именно то, что осталось в наследство от Kindness. Инструментальные партии в хитах Чэпмена со второго альбома и тем более в песнях из третьего и так далее, уже так не звучали. Это старая школа британского рока конца 60-х. Особенно бас Терри. Его партии можно просто поставить на один уровень с партиями самых ярких и известных исполнителей того времени. Просто невероятно! Вот что значит профессиональное исполнение в течение почти десятка лет чужой классики. Даже произнеся выражение “набили руку”, невозможно передать уровень того исполнительского мастерства. Притом что в басовых партиях это выражено наиболее ярко, то же самое касается и всех остальных инструментальных партий. Уже начиная со второго альбома, вы не услышите таких барабанов, как, например, в “Daydreamin’”. Исключительно чёткая, но при этом свободная и раскованная игра с импровизациями и окраской самого ритмического рисунка настоящими узорами. А как ярко прописаны партии ритм-гитар, особенно там, где они сдвоенные, строенные и т.д. Но при этом каждый инструмент звучит абсолютно индивидуально. А партии соло Алана нужно просто слушать…

Слушайте, молодёжь! Слушайте, начиная с самого первого альбома. С этим переизданием вам дана уникальная возможность прикоснуться к самым истокам творчества группы. Да, это уже не те “непричёсанные” записи Kindness, но в “Pass It Around” и частично в “Changing All The Time” ещё можно разглядеть эти самые истоки и, самое главное, колоссальный творческий потенциал музыкантов, ставший впоследствии фундаментом их многолетней ошеломительной музыкальной карьеры. И 7T's Records предоставила вам возможность всё это услышать просто в восхитительном качестве. Ну а тем, кто был знаком с этим ранее, позвольте дать совет. Не поленитесь, напяльте как-нибудь вечерком наушники – не пожалеете. Вы услышите просто тысячи новых свежих и ярких нюансов, которые просто захлестнут вас новыми впечатлениями от чего-то уже далёкого и подзабытого…

Впрочем, это относится и к следующим трём классическим альбомам Чепменовского периода и его максимального влияния. Тем самым – обеспечившим группе прорыв к мировой славе. Вы снова сможете услышать их. И услышать в великолепном качестве. Казалось бы, а что мы ещё там не слыхали? Уж вдоль и поперёк слышано-переслышано, мысленно заучено и даже когда-то промурлыкано под гитару во дворе. А ведь нет же, и тут нас ожидает немало сюрпризов, привнесенных кристальным качеством записи. Но здесь уже другие музыкальные акценты. Здесь уже нет столько виртуозности. Точнее она есть, но она как бы несколько отодвинута на второй, не на передний план, не бросается намеренно в глаза. Она просто заложена в фундамент. Она как грунт полотна художника. Что, кстати, к сожалению, дало повод некоторым недалёким критиканам отнести группу в разряд легковесных. А здесь уже на первом плане ХИТ. Здесь Чэпменовские боевики и его саунд-продюс. Здесь плывущий в среднем темпе звук акустической гитары, здесь фон скрипичного оркестра, вкуснейшие реплики и соло Алана, чёткая, понятная и “простая” игра ритм-секции Терри и Пита. (Хоть вовсе она и не простая. Тот, кто не владеет сложной техникой и не умеет импровизировать – тот, как ни странно, не сыграет и “простой” ритм под метроном). И здесь же тот самый, сводящий нас, тогдашних подростков, с ума голос Криса и вокальное многоголосие, достигшее просто запредельной красоты. В общем, всё то, чем Smokie нас и “взяли” тогда. И здесь ещё много чего другого и интересного. Например, песни авторства самих участников группы и их аранжировки. Они хоть и старались поскорее сочинить и записать свой собственный хит, но песни у них получались более самобытные, чем хитовые. И это, как раз, только шло на пользу и этим альбомам и репутации группы и радовало слушателей. В общем, эти три альбома – это снова полное ощущение праздника, красоты и молодости…

Дальше – больше ;-) Оставшиеся три альбома – это уже совсем “взрослая” жизнь и творчество. Смелые эксперименты, местами новые поиски, местами заигрывание с модой. Но, тем не менее, это достойнейшие работы зрелого коллектива, задолго до этого накопившего огромный багаж мастерства и имеющего уже свой уникальный стиль и славное имя. И диски от 7T's Records с этими альбомами действительно стоят того, чтобы прослушать их в наушниках.

Как уже было сказано, переизданные альбомы содержат номерные треки оригинальных пластинок и песни с синглов, хронологически близкие с изданием альбомов. И вполне понятен принцип переиздания. Всё правильно, речь идёт только о тех релизах, правами на которые владеет ныне BMG, а в то время издававшихся на RAK Records. (По этой же причине альбом “Midnight Delight” и вовсе остался не переизданным). Но из чисто фанатских соображений хотелось бы ещё и ещё. Как было бы здорово, если бы эти переиздания были ещё и дополнены песнями, которые не выходили даже в те годы. Например, “Roll On Baby”, “Love Is A Riot”, “Let It Be Me”. Да и мало ли их ещё пылится на полках, кто знает… Безусловно, инициаторы переиздания не ставили перед собой таких целей. И даже не имели на это прав. А вот ведь, хотелось бы. Для полноты впечатлений ;-)

А в целом, тема песен, не вошедших в номерные альбомы, в частности, синглов, заслуживает, пожалуй, отдельного разговора. Как указано в упомянутых буклетах, с самого начала сотрудничества группы с Чинном и Чэпменом, была принята стратегия взаимного сотрудничества. Майк Чэпмен пишет хиты для а-сторон синглов и создаёт фирменный саунд группы. А b-стороны синглов заполняются песнями самих Smokie. И опять же, по мнению автора буклетов, для создания долгоиграющих пластинок была предоставлена полная свобода. Ну, или почти полная. Туда, как правило, обязательно входили по паре всё тех же беспроигрышных хитов с а-сторон. А также кавер-версии чужих произведений. И, как одну из основных задач для самих себя, Smokie всегда видели создание своего собственного хита для а-стороны. В первую очередь это была задача творческая. А ещё и, в хорошем смысле этого слова, тщеславная. А ещё они могли бы тогда решить многие вопросы, связанные и с творческой, и с финансовой независимостью. Они хотели создать что-то своё, великое и неповторимое. (И они таки добились этого, выпустив сингл, где на первой стороне красовалась “Mexican Girl”).

Но речь именно о b-сайдах. Если песни с а-сайдов входили в номерные альбомы или в сборники, то о вторых, “тёмных” сторонах было известно гораздо меньше. По крайней мере, в бывшем СССР их вообще тогда мало кто слышал. Всё это в течение долгого времени собиралось буквально по крупицам. А когда, уже гораздо позже вышел официальный диск с подборкой b-сайдов, это было огромным событием. Но сам этот диск… почему-то не согрел. Прекрасные песни, ни одной “проходной”. Работы авторства самих участников группы. Более того, многие из них были написаны Аланом и Терри, чьё композиторское творчество представлено в номерных альбомах в меньшей мере, нежели произведения Криса и Пита. И главное, всё та же исключительная “самобытность” этих песен с b-сайдов. Они в своём большинстве совсем не так написаны как всё остальное. Они не так исполнены. У них совсем иной саунд, в конце концов. Вот почему трудно слушать их сборник в качестве отдельного альбома. Они не просто отличаются от всего остального, они разительно отличаются друг от друга и у слушателя не возникает ощущения целостности альбома. А это в какой-то момент начинает вызывать дискомфорт. Кроме того, эти песни совершенно не сопоставимы с а-сторонами. И, видимо, поэтому очень долгое время оставались “забытыми” в тени. Более того, создаётся впечатление, что они за редким исключением просто не могли, в силу своей той самой “исключительности”, попасть ни в один из номерных альбомов. Такие странные дела… Но как то же надо было их издавать. И других вариантов, кроме b-сайдов, видимо, не находилось.

И вот появляется нынешнее переиздание. Отличная идея добавить песни с синглов в качестве бонусов. Для истории, хронологии, полноты коллекции, антологии и чего угодно ещё. Всё так. Но что-то снова не так. Теперь, если принять номерной альбом вместе с бонусами за единое целое, то он почему-то тоже “не звучит”… Всё по той же причине – b-сайды это отдельно стоящая грань творчества Smokie. Так было у многих. Но у них наиболее ярко выражено.

Безусловно, в данном релизе эти песни просто “обязаны” были быть. Никуда не деться. И “расставлены” они абсолютно правильно, системно, логично и рационально. Тоже без вариантов.

Но почему-то очень хочется некоторые из них взять, и разместить по-другому. Чтобы “обновлённые” альбомы зазвучали целиком, что ли…

Альбом “Pass It Around”. Бонус “Couldn’t Live”. Вопросов нет. Даже странно, почему эта песня туда не вошла в своё время.

Альбом “Changing All The Time”. К “Talking Her Round” вопросов нет. А вот для “Tis Me” место явно на первой пластинке.

Альбом “Midnight Cafe”. Бонусы “Train Song” и “The Loser” – это явно стиль первого альбома. “I’ll Meet You At Midnight” на месте как влитая. До такой степени, что в некоторых изданиях она там и есть. То же самое и насчёт “Living Next Door To Alice”. Этому альбому она “подходит” абсолютно. А вот “Miss You” и “Run To You” скорее ближе второму альбому. Мелодии посложнее будут, чем в хитах Чэпмена, ещё слышны те самые истоки. Но саунд уже “чэпменовский”. Это, кажется, и является основной характерной чертой альбома “Changing All The Time”.

Альбом “Bright Lights & Back Alleys”. Все три бонуса “Now You Think You Know”, “Here Lies A Man” и “Lay Back In The Arms Of Someone” – прямым ходом в третий альбом. А “Lay Back…” как-то ещё с детства ассоциируется со сборником “Greatest Hits”, где она была первым треком. Идеальным местом для неё мог бы быть первый номер и в “Midnight Cafe”. Тем более, что и вторые номера тогда бы совпали… И вообще, после “Walk Right Back” – самого яркого шедевра в стиле “Smokie rocks” – совершенно неблагодарно дописывать в альбом что-либо вообще.

Альбом “The Montreux Album”. Сюда хронологически размещены обе стороны с сингла Криса и Сюзи. Затруднительно сказать, в какой из альбомов “Smokie” они бы “вписались”. Но уж точно не в этот. Скорее, в следующий.

Альбом “The Other Side Of The Road”. Все четыре бонуса просто опередили своё время. Если бы “Cryin’”, “Did She Have To Go Away”, “You’re You” и “Maybe I Just Don’t Know” смогли бы украсить через три года, к примеру, альбом “Midnight Delight”, он бы просто засверкал. Хотя, по известным причинам, в это переиздание он и вовсе не вошёл. А то ведь бытует очень обидное мнение, что он “неудачен”, “слабоват”, что это уже “не те” Smokie и пр. Именно “те”! Хотя и изменившиеся. Так это и понятно – “Midnight Delight” состоит полностью из песен самих участников группы. А они никогда не писали и не аранжировали свои собственные песни под одну гребёнку.

Альбом “Solid Ground”. Весёлая мозаика, замешанная на разных музыкальных направлениях. И с музыкальной точки зрения, сюда подошло бы всё, что угодно, и побольше. А в плане саунда – “Not Fade Away” – точно на месте. “Run To Me” лучше вписалась бы в предыдущий альбом. “I Wanna Kiss Your Lips” и “Look What You Doing” куда-нибудь в 1982 год. Что касается “Little Town Flirt” - ?????? Вершина “самобытности”. ;-)) Первое, что приходит в голову – это второй сольный альбом Криса… А если бы вдруг составители захотели бы куда-нибудь добавить песню “Let It Be Me”, то в альбоме “Solid Ground” она оказалась бы весьма кстати.

В альбоме “Strangers In Paradise” бонус-треков нет.

Безусловно, всё сказанное является частным мнением. И пусть просто останется досужими размышлениями, домыслами, пожеланиями и т.д. Всё и так очень здорово! И если что-то кому-то “не нравится”, то всегда можно нарезать себе “свой” вариант для “прослушивания в авто” ;-)

Проделана колоссальная работа по составлению данного переиздания. Мы все получили возможность снова насладиться музыкой любимой группы посредством этой почти полной их антологии, сделанной столь качественно, искусно и с такой любовью. Таким подарком старые поклонники могут быть обрадованы и удовлетворены в высшей степени. Также это не менее важно – и пусть это будет подчёркнуто – для молодёжи. Для тех, кто только начинает знакомство со Smokie. И не с очередной тысячной пиратской подборки типа “The Best Of…”, а с первых убойных аккордов “Pass It Around”. Не сомневайтесь, вы не остановитесь, пока не дослушаете последнюю песню с последнего альбома. Это сделано и для вас тоже!

 
 © DK67, февраль 2008
 © www.chris-norman.ru