Для сердца и души
 

Наверное фаны других старых групп и исполнителей могут нам позавидовать. В отличие от многих "стариков" Крис Норман записывает свои новые альбомы с интервалом в полтора-два года, поражая всех своей творческой "ненасытностью" и завидной работоспособностью. При этом качество музыкального материала на последних альбомах Криса остается очень хорошим и проходных вещей там крайне мало. Другое дело, что порой эти диски издаются на небольших лейблах, из-за чего они не всегда легко доступны отечественным слушателям. Вот и нынешний альбом "Million Miles" выпущен новоиспеченной рекорд-компанией Charm Records, созданной самим Крисом Норманом вместе с Армином Раном (Armin Rahn), директором его агентства.

Для тех, кто не имеет "фирменного" варианта пластинки, перечислю музыкантов, задействованных в записи. Итак:
   Chris Norman – acoustic guitars, electric guitars, bass, guitar solo, 12 string Rickenbacker guitar, Spanish guitar, piano, organ, keyboards, harmonica, percussion, string arrangment, lead vocals, back vocals
   Pete Spencer – drums
   Michael Norman – guitar solo (on "All Alone", "Alles Klar", "Crazy For You"), Spanish guitar (on "If My Heart Is Not Enough")
   Sidney Pfnur – Irish tin whistle (on "Million Miles to Nowhere")
   Christian Steinhauser – string arrangment

Вообще я отношу себя к той части поклонников Криса, которым нравится именно его стиль. Не песни из-под чужого пера, пусть и гениального, также гениально исполненные им, а именно написанные самим Крисом. Поэтому очень долгое время для меня непревзойденным был альбом "Reflections", почти все песни на котором авторства Нормана. Да, как правило, такие диски не очень хорошо продаются, прежде всего в силу того, что в этом случае бывают не задействованы мощные медийные структуры, принадлежащие авторам-продюсерам, участвующим в создании альбома – как это было, например, в случаях с Боленом, Брендесом, Чапменом. Но только песни, написанные самим Крисом, наиболее полно отражают его стилистику, его приоритеты, его понимание музыки и жизни. Поэтому известие о том, что все песни на новом альбоме принадлежат Крису не могло меня не обнадежить и добавить еще большего нетерпения к выходу диска. Что ж, могу сказать, что ожидания мои полностью оправдались. Крис выдал очень приличный альбом, который несомненно займет место среди его лучших работ, и который можно смело рекомендовать к прослушиванию всем, кто хотел бы услышать т.н. "основные" работы нашего Мастера.

Пожалуй этот альбом еще более "рукодельный", чем даже диск с говорящим названием "Handmade". Крис записал на нем партии почти всех инструментов. До этого в его дискографии была аналогичная работа – альбом 1989 года "Break The Ice", но там все же немного ощущалась скудность инструментальной подложки. Здесь же почти ничего не говорит о минимализме в количестве привлеченных музыкантов. Впечатляющее богатство оранжировок. Все инструменты записаны очень профессионально и здорово. Крис – наш человек-оркестр ;-), его музыкальный опыт и высокий профессионализм позволяет ему делать почти все самому, причем очень качественно, и это не может не вызывать восхищение. Также радует привлечение в качестве "специального гостя" ;-) одного из своих сыновей – Майкла, который в свои 22 года обладает приличной техникой игры на гитаре и здесь исполнил некоторые сольные партии. Дети у Криса вообще музыкальные – может и дождемся когда-нибудь выступления "Norman Five" (по аналогии с Джексонами…;-))) Ну и нельзя не отметить, конечно же, что партии ударных записал старый добрый Пит Спенсер, и надо признать, сделал это отлично!

"Million Miles" – наверное самый акустический из всех студийных альбомов Криса, который в принципе можно аутентично сыграть и на концерте, добавив еще к тому же непременного "живого" драйва. Это еще, пожалуй, и самый лиричный, размышляюще-философский альбом Криса, по звучанию, по настроению. Возвращаясь к диску "Handmade" – помнится, объясняя его звучание Крис сказал: "Ballads – ok, but I want it rock!" ("Баллады – хорошо, но я хочу рока!"). Альбом "Million Miles" же, по-моему, выдержан в совершенно противоположном направлении. Количество "балладоподобных" вещей здесь как никогда велико, что придает общее лирическое настроение всей пластинке. В то же время, это, в основном, не былые сиропно-слащавые синтезаторные композиции времен Болена-Брендеса, а очаровательные грустные песни, насыщенные гитарным саундом, сочетающие красоту мелодии с трогательной лирикой.

Прежде чем кратко "пройтись" по отдельным песням альбома, дабы не повторяться многократно, сразу отмечу, что безусловно, главное украшение альбома – это несравненный Голос Криса, похоже не подвластный времени, звучащий по-разному – то нежно, то грустно, то мудро, то энергично и весело, но всегда чувственно, проникновенно и гармонично.

Диск начинается как и положено – с главного хита, песни Heart & Soul. Первые аккорды акустической гитары, небольшое вступление, и чарующий голос Криса словно окутывает вас, пленяет и вместе с удивительно красивой мелодией уносит куда-то ввысь, в небесную даль… (мурашки бегут в первый раз…;-)) Мощный и насыщенный, но в то же время, завораживающий саунд, со струнными в стиле ELO в бэкграунде. Ну и голос…, нет, это Великий Волшебный Голос!.. Песню хочется слушать и слушать бесконечно. Безусловно, вещь создана для представления и продвижения в хит-парадах, что она уже успела доказать, за три недели взобравшись на 1 место в чартах radioBerlin. На мой вкус – одна из шедевральных вещей.

Вообще говоря, обилие мелодически красивых вещей на этом диске впечатляет. Причем многие из них сразу же западают в голове и крутятся затем постоянно. Поистине, волшебный воздух острова Мэн творит чудеса…;-)).

Love You Heavy. Хочется отметить умело выстроенный трек-лист альбома. Каждая композиция находится на своем месте. Вот и этот трек удачно расположен. Немного придя в себя после впечатляющего начала, на этой весьма стильной композиции с упругим среднетемповым ритмом, "негрузящей", но очень симпатичной мелодией можно чуть расслабиться. Приятное уху сочетание неспешно звенящих гитар и почти "таперского" фортепьяно. Кстати, здесь впервые можно отчетливо услышать "многоголосого" Криса и на бэк-вокале – и это также звучит классно, почти "по-смоковски".

All Alone. Красивая мелодия, немного грустно, соответственно теме, звучащий голос Криса. Характерными особенностями этого трека являются звучание клавишных, записанных с эффектом "обратной прокрутки", интересно записанное основное гитарное соло (первый респект юному Норману!) – гитара как бы звучит не прерываясь и с тем же "реверсным" эффектом. Оркестровка на заднем плане звучит совсем уж по джефф-линновски, но впрочем Крис никогда и не скрывал своего пиетета перед этим выдающимся музыкантом.

Turn Right Turn Wrong. Клавишное вступление, напоминающее тревожный перезвон колоколов, и далее рефреном проходящее через всю композицию, размашистый, в типично нормановском стиле гитарный ритм. Короткое, но эффектное соло Криса на органе. Динамичная вещь, отлично подходящая для концертного исполнения.

Million Miles To Nowhere. Титульный трек альбома, и это наверное неслучайно. Песня, по свидетельству самого Нормана, очень дорога ему. Она долго вынашивалась, вызревала. Крис посвятил ее своему деду (подробнее см.интервью). Не очень типичная для Нормана философская лирика. Несомненно, это очень личностная вещь, идущая от сердца и трогающая до глубины души. До этого что-то подобное было в песне "Nothing stays the same", похожей и по инструменталу – те же фортепьяно, акустическая гитара (здесь еще плюс флейта), неслучайно порой и в концертах они исполняются в связке. Вещь, несомненно, выдающаяся – лично у меня от нее опять же "мурашки бегут"… Есть, под какую песню поностальгировать в старости… ;-)

Find My Way. Одна из лучших композиций на диске. Лирическая тема альбома продолжается в этой песне не менее изящно. Очень красивая мелодия, да и текст вроде бы на традиционную любовную тему, но… кто знает?.. Как и само название песни ("Найти свой путь"), так и сам текст – можно в общем-то воспринимать как вечные жизненные рассуждения о былом, о настоящем и будущем, о вечном поиске своего пути. Видимо, фото для обложки диска сделано под впечатлением этой песни…;))

Right Time, Wrong Place. Легкая, веселая и жизнерадостная, добротно сделанная вещица. Но, на мой взгляд, достаточно проходная. Рекомендовал бы "лицам младшего школьного возраста" для первичного ознакомления с предметом, глядишь и вырастет наша смена… ;)) Ну и "размноженный" Крис на бэк-вокале – это стоит послушать!

Alles Klar. "Правильная рок-песня", как назвал ее сам Крис. Одна из немногих подобных на этой пластинке. Энергичный, заводной глэм-рок, в общем тоже нехарактерный для Криса, но мы-то знаем, что если человек талантлив, то талантлив во многом. Отличная композиция со "вкуснейшим" гитарным соло в середине (еще раз респект Майклу!), жаль очень коротким – будучи любителем, в основном, музыки "потяжелее", не могу не посетовать – так бы слушал и слушал… Этой песней Крис начинает концерты своего текущего тура, и можно себе представить как публика сразу же, без раскачки, получает мощнейший заряд энергии… Если учесть, что далее обычно следует не менее динамичная и рокерствующая Crazy For You, то думаю, равнодушных в зале не остается…

If My Heart Is Not Enough. Еще одна великолепная баллада, богато украшенная вкраплениями и хорошим соло на испанской гитаре.

The Summer Wind. Продолжение философско-лирической темы альбома. Как всегда бесподобный, здесь голос Криса звучит только в сопровождении клавишных. Грустная песня.

Let's Get Real. Одна из двух песен альбома (вместе с Alles Klar), написанная в соавторстве с бывшим гитаристом группы Нормана – Джеффом Кэрлайном (Geoff Carline). Вот же гримасы судьбы – пока он играл вместе с Крисом, а это продолжалось в течение 11 лет (!), не было написано ни одной совместной песни. Стоило это сделать, и – Джеффа сегодня в группе нет, как впрочем и всех остальных.. ;-). Песня же характерна размеренным ритмом, обилием всевозможных гитар в бэкграунде, и, стилистически больше всех остальных вещей, пожалуй, напоминает песни "Smokie" (особенно современной формации). Да и словосочетание "solid ground" старыми фанами этой группы не может пройти мимо уха незамечено…;-) Песня в целом очень хорошая и могла бы украсить какой-нибудь другой альбом, но не этот, а посему слушается скучновато.

Bill's Song. Очередная меланхолическая песня, записанная с использованием только пары акустических гитар и губной гармоники, напоминает что-то фолковое. Да и текст у нее соответствующий, можно сказать, песня простого трудового английского парня ;)… Тем не менее, очень хороший трек с красивым инструменталом. Замечу, что эту вещь Крис исполняет на концертах один, без группы, аккомпанируя себе на гитаре и губной гармонике.

Crazy For You. Ну вот и "на сладкое" – долгожданный "Chris Norman rocking the house"! Прерывая грустные нотки альбома, и как бы переходя на жизнеутверждающие рельсы (опять же обложкой навеяно), следует отличная заводная рок-песня, сделанная в лучших традициях жанра. Фирменный "продирающий" вокал Криса, великолепное соло молодого Нормана (далеко пойдет парень!), снова Крис в бэк-вокале. Классный, экспрессивный номер для концерта. Жаль только, что песня не звучит и 3-х минут, очень мало для этого рок-пиршества.

All Day All Night. Завершает этот альбом, так сказать, "на оптимистической ноте". Карибские ритмы (почему-то вспомнилась "Strangers in paradise"), пестрое карнавальное веселье, фиеста, в общем песню рекомендую слушать по утрам для поднятия тонуса и хорошего настроения ;-)

Что ж, спасибо Крису за этот альбом, за музыку для сердца и души, за то, что сделал нас, его почитателей, немного счастливее ("I want to make you hap-hap-py"). Кстати, в "кредитах" на буклете Крис отдельно благодарит своих фанов за поддержку как в добрые, так и в трудные времена, и это тоже приятно.

Большое, как известно, видится на расстоянии, и реально оценить место "Million Miles" в общей иерархии альбомов Криса Нормана, думаю, мы сможем лишь со временем. Но уже сейчас можно сказать, что это очень хороший, качественный альбом, один из лучших в дискографии Нормана. Думаю, что старые фаны Криса по достоинству оценят эту работу, т.к. на мой взгляд такого рода материал в первую очередь нацелен на зрелую аудиторию, не нуждающуюся в сногсшибательных хитах и новомодных ритмах. Обилие красивых мелодий, интересные оранжировки, неглупые (а порой мудрые) тексты, по-прежнему великолепные голосовые кондиции Криса – думаю, все это порадует любителей его музыки. Молодое же поколение фанов Нормана может быть будет немного разочаровано – на диске явно недостаточно хитовых композиций и энергичного рок-н-ролла. Но, будем надеяться, это еще впереди, так как Крис в очередной раз не оставляет сомнений в богатстве и неисчерпаемости своего творческого потенциала.

 
 © Stranger (Москва), 10.02.2006
 © www.chris-norman.ru