Музыкальное путешествие Криса Нормана
Рецензия на альбом “Time Traveller”
 

Альбом кавер-версий знаменитых рок-хитов прошлых лет – это весьма неожиданный ход от маэстро Криса Нормана – бывшего солиста легендарной рок-группы Smokie, а ныне талантливого и плодовитого композитора и музыканта. Что и говорить: своих преданных поклонников мистер Норман редко когда заставлял пребывать в мучительном ожидании новых композиций – альбомы сыпались на меломанов с удивительной для такого рода искусства быстротой. С 1986 года со средней периодичностью в два года мы получали от энергичного англичанина хиты за хитами. И даже перевалив за 50-летний рубеж, Крис Норман подарил нам в 2000-ых целых шесть альбомов классического британского рока – такую скорость развивают далеко не все молодые музыканты. Однако с конца 2007 года для прославленного певца наступает своеобразный период затишья. Два сборника собственных композиций и хитов времён Smokie в 2009-ом и вот, в 2011-ом, “Time Traveller” – альбом каверов знаменитых хитов разных лет.

Перепевать чужие песни всегда сложно, потому что на исполнителе, во-первых, лежит большая ответственность спеть не хуже оригинала, а во-вторых, совершенно необходимо привнести что-то уникальное в новое прочтение композиций – в противном случае, для чего же создаётся альбом? Конечно, Крису Норману доказывать давно ничего не надо. Незабываемый хрипловатый тембр голоса, напирающий на слушателя своей сильной энергетикой (например, страстная “Love Is A Battlefield”), а также проникновенный лиризм исполнения (может быть, одним из самых романтичных альбомов Криса был дебютный “Some hearts are diamonds” 1986-го года). Выбор песен, вошедших в сборник “Time Traveller”, как раз показывает наличие тех двух граней в творчестве композитора, вместе с тем являясь как бы психологическим портретом Нормана современного: о чём вспоминает музыкант сейчас? к кому возвращается за новым глотком вдохновения? – на все эти вопросы может дать ответы именно “Time Traveller”.

Открывает этот альбом мощный, немного “хулиганский” глэм-роковый хит английский группы T.Rex 1971-го “Get It On” – Крис Норман, кстати сказать, очень любит такие вот энергичные вступления (вспомним начальные трэки “Keep Talking”, “Breathe Me In”, “Into The Night”), и этим боевым роковым духом будет пронизана не одна песня альбома.

Песня “Country Girl” Primal Scream – второй трэк альбома – в исполнении Криса звучит медленнее прежней версии. Норман жертвует здесь резкостью и даже некоторой агрессивностью оригинала в угоду большей мелодичности. Вообще, можно заметить, как часто музыкант играет с тональностями, несколько изменяя таким образом сам дух композиций. Возьмём, например, одну из самых оптимистичных и нежных песен альбома – “Sweet Caroline” знаменитого американского певца и актёра Нила Даймонда, мягкую вокальную манеру которого Крис Норман преобразует в своей версии в начинённый музыкальным порохом энергичный заряд. “Sweet Caroline”приобрела напористость в исполнении, что, надо отметить, вообще характерно для большинства песен Криса Нормана. Ту же тенденцию можем отметить и в кавер-версии знаменитого хита 1983 года “Moonlight Shadow”. Звонкий, легкий и словно струящийся вокал Мэгги Райлли сильно контрастирует с надрывными интонациями Нормана, что, впрочем, наравне с использованием акустических гитар, придало песне своеобразный шарм. Однако с женским вокалом манеру Криса сравнивать всегда непросто. Возьмём для примера трэк “Be My Baby” – ещё одну (и последнюю) композицию альбома, где вокальную партию исполняют женщины. В оригинальном исполнении голоса группы The Ronettes оказались приглушёнными за счёт знаменитой “стены звука” – прославленного метода работы со звуком, при котором все инструменты равномерно выравниваются по стереополю, а вокал, таким образом, как бы выполняет функцию ещё одного инструмента. На “Time Traveller” композиция звучит иначе. Крис делает песню с более ровным роковым ритмом, во многом за счёт сильного акцента на ударных инструментах. Кроме того, вокальная манера Криса всегда глубоко “индивидуалистична”, поэтому голос исполнителя не звучит “как будто издалека”, что характерно для знаменитого “Spector Sound”, а наоборот, выдвигается на первый план. В итоге, получаем совершенно по-новому преподнесённый хит. В работе над новым прочтением “Be My Baby” Крис Норман достиг, пожалуй, большего успеха, нежели с уже упомянутой “Moonlight Shadow”, где мужской вокал несколько приглушил ту великолепную звенящую лёгкость оригинала.

На альбоме присутствуют и типичные для творчества самого Криса Нормана романтичные медленные композиции, некоторые из которых виртуозный музыкант пытается исполнить в другом жанре. Например, сентиментальную “Back For Good”, песню сверхпопулярной в 90-х английской группы Take That, музыкант исполняет в стиле соул, что придаёт композиции более “мужественное” звучание.

Интересен подход певца к хиту 2006 года Snow Patrol “Chasing Cars”. Как и в случае с “Country Girl”, Норман несколько смягчает тяжёлое звучание бас-гитар, делая песню более лиричной, а в финальных аккордах достигая за счёт проникновенного вокала даже некоторого драматизма – невозможно не почувствовать, как сильно задел текст песни, повествующий о вечной любви и преданности, почти всегда романтично настроенного Криса Нормана.

Максимально приблизиться именно к оригинальной версии Крису Норману удалось, на наш взгляд, в фолк-роковой песне с философской лирикой “Homeward Bound”. Тема дома, вообще, очень близка Крису ещё со времён Smokie (вспомним “Back To Bradford”, “Going Home” , “Long Way From Home” – кстати, песня с таким же названием включена в сольный альбом Нормана 1995 года “Reflections”), поэтому то, что Крис Норман остановился на этой мелодии американского дуэта, не кажется нам неожиданным. Сам музыкант признаётся, что был большим поклонником Simon&Garfunkel с юношеских лет и разучивал их песни на акустической гитаре.

Альбом “Time Traveller” – это своеобразная музыкальная автобиография певца, где выбор композиций даёт нам ответ на вопрос, кем и чем вдохновлялся Крис Норман в течение своей жизни. Интересно, что в основном песни относятся к 60-ым годам прошлого и 2000-ым нынешнего века. Отроческие и юношеские впечатления музыканта чередуются со зрелыми музыкальными предпочтениями певца. Несмотря на энергичный заряд альбома, изобилующего такими образцами “хулиганского” рока, как “I Can’t Dance” Genesis или же “19th Nervous Breakdown” The Rolling Stones (эту песню Крис сделал более весёлой и танцевальной, привнеся в нёё дух “shuffle” – танца с джазовыми движениями), общее настроение альбома, скорее, меланхолическое. Наравне с романтичными и задумчивыми медленными мелодиями о любви, на альбоме присутствует такая неожиданная для Криса композиция, как “Morning Dew” Тима Роуза – глубоко эмоциональный антивоенный гимн с сильно трогающим текстом. Для придания современности хиту 1967 года Норман создаёт песне особую рамочную композицию из подборок новостей о войне в Афганистане (также и во Вьетнаме). Добавил альбому печальных интонаций и заключительный трэк “Wake Me Up When September Ends”, написанный лидером группы Green Day Билли Армстронгом в память о своём отце. Как мы уже замечали, часто Крис отказывается от сложных аранжировок, стремясь сделать акцент на лирике. Так он поступает и здесь: несколько струнных инструментов и фортепиано прекрасно гармонируют с глубоко личным текстом песни.

“Time Traveller” – путешественник во времени, без точно выбранного хронологического маршрута, зато с яркими эмоциями, накалёнными до предела. Учитывая солидный багаж музыкального соло-творчества певца, можно предположить, что это далеко не все мелодии, когда-то вдохновлявшие и заряжавшие Криса Нормана. Что ж, мы будем надеяться, что “Time Traveller” не завершил своего путешествия, и следующей его остановкой будет ещё один сборник запоминающихся песен. И на этот раз своих.

 
 © Татьяна Мохова (Москва), 17.07.2011
 © www.chris-norman.ru