Целомудренный рок-н-ролл Криса Нормана |
Крис Норман в Екатеринбурге 8 апреля 2010 г. |
Зачастил к нам Крис Норман. То целых 7 (семь) лет игнорировал столицу Урала, то в течение 1 года и 1 месяца (ровно) атаковал город Екатеринбург аж 2 раза подряд. Невзирая на тот факт, что группа, условно отвечающая за брэнд Smokie, приезжала в этом году буквально за несколько недель до своего изначального лидера, атака эта явно удалась. И, по свидетельству очевидцев, посетивших оба шоу, удалась гораздо лучше, чем у Терри Аттли сотоварищи. Те же, кто присутствовал на прошлогоднем концерте Криса, все сходились на том, что нынешний концерт, в сравнении с предыдущим, был покруче, если не на порядок, то процентов на 50 – точно. Норман совместно с группой не просто раскачал (в прямом смысле этого слова) забитый почти до отказа зал киноконцертного театра “Космос”, но и едва ли не поставил его на уши (окончательному экстазу всё-таки помешали, видимо, солидность и возраст собравшихся). Несмотря на то, что Нормана у нас любят и ценят, некоторые из меломанов не ожидали от него такого жара. Правда, это относится в основном к любителям хард-рока, которых занесло на концерт скорее сквозняком любопытства, чем ветром ностальгии. Но они, ожидавшие “попсу голимую”, после концерта выходили несколько обескураженные: “дамский любимчик” оказался не таким уж и изнеженно-сладким, продемонстрировав весь свой диапазон – от проникновенной лирики до жёсткой брутальности. Если задуматься и отбросить устоявшееся представление о Smokie как об исполнителях только ласковых любовных песенок, типа “Living Next Door Alice” и “Lay Back In The Arms Of Someone” – отполированного до слепящего блеска продукта конгломерата Chinn-Chapman, то откроется истинное лицо группы. Лицо, лишённое какой бы то ни было приторности. Совсем не случайно почти каждый свой альбом “дымняшки” заканчивали не совсем обычным произведением авторского дуэта Норман-Спенсер, вроде “Going Home” с её угрожающе нарастающим темпом, тяжёлого буги “Walk Right Back” или напористых вокальных партий “Back To Bradford”. Так – на контрасте – Норман и компания демонстрировали свою истинную рок-н-ролльную сущность, которую невзыскательный слушатель принимал к сведению, но не более. Освободившись от продюсерских оков Чинничапа, теперь Крис во все аранжировки старых вещей вносит лёгкие поправки, касающиеся жёстких интонаций и придающие хорошо знакомым трём притопам-двум прихлопам новую окраску. Особенно это заметно в психоделическом вступлении к “What Can I Do”. При всём при том ему удаётся сохранить чёткий баланс между агрессивностью и чувственностью, без которых немыслим британский рок-н-ролл, эталоном которого по сию пору служит группа Beatles. Для уральских битломанов Крис Норман уже давно свой человек. И не только, потому что он давний и преданный поклонник Битлз и первая песня спетая им в подростковом возрасте под гитару совместно с Аланом Силсоном была “Love Me Do”. Творчество Нормана несёт в себе частицу того же света радости и любви, который принесла в мир ливерпульская четвёрка. Собственно, на этом основании Уральский Битлз-клуб и имел честь предложить Крису почётное членство в своих рядах, присовокупив уже ставшее традиционным в таких случаях – в качестве Битлз-символа (и их фирмы Apple) декоративное каменное яблоко (из уральского змеевика, очень похожего издалека на малахит). Надо признать, что столь прямых наследников великого битловского дела на планете Земля не так уж и много. В первую очередь Electric Light Orchestra, развивавшие в 70-х мелодическую битловскую линию. Во вторую – группа 10 CC, подвизавшаяся на ниве экспериментов с гармонией и звуком, начатых битловским “Сержантом”. В третью очередь (даже если упёртые битломаны закидают меня гнилыми помидорами), я бы назвал Smokie. Именно в их репертуаре обнаруживалось то, чего в 70-80-х годах прошлого века остро не хватало рок-музыке, а именно – прозрачной лиричности с ощущением явного мужского начала (такого, как, например, на альбоме Битлз “Rubber Soul”). Было, правда, ещё великолепие ABBA и Queen, но – это уже другая история и другие тронные залы. Smokie чётко сознавали своё место, по словам самого Криса, где-то между Beatles и Hollies. Они не стремились на рок-олимп, что не мешало им быть супер-популярными на всей территории Советского Союза (вполне конкурируя с теми же ABBA и Queen). И всё же, вполне отдавая себе отчёт в том, что российские поклонники, прежде всего, ждут от него хиты золотой эпохи Smokie, Крис второй год подряд включает в концерт свои новые песни и немало чужих. Программу можно даже разделить на 3 блока: т.н. “Smokie Greatest Hits” (в котором, если чего и не хватает, то “Something’s Been Making Me Blue” и “Wild Wild Angels”), “Chris Norman New Songs” (из которого в этом году исчезла пара номеров) и “Кавер-версии”. На этот раз наибольшее отличие коснулось как раз каверов. Поскольку исчез второй выход на бис, то мы не услышали сногсшибательных как по материалу, так и по исполнению версий Элвиса Пресли (“All Shook Up”), Beatles (“Things We Said Today”), как было в завершении мартовского шоу 2009 года. И хотя сет-лист стал короче, сам же концерт прошёл гораздо более драйвово, вопреки или, наоборот, за счёт неторопливости и продуманности каждого шага, каждой ноты. Даже неполадки (в который уже раз!) с клавишами Мартины не помешали. Многие этого даже не заметили, совершенно завороженные харизмой главного действующего лица шоу. В прошлом году чувствовалась определённая скованность: из-за, возможно, плотного графика Крис стремился сберечь силы на предстоящие переезды и выступления. Пел много, благо голосовые данные позволяют, но двигался по сцене очень аккуратно. На этот раз Крис вёл себя абсолютно раскованно и свободно. Много шутил с публикой, особенно про цветы – “Теперь я могу открыть цветочный магазин” (по поводу того, что дамы решили догнать и перегнать оперных фанатов по числу букетов) и про записки – “Неужели это письмо от моей жены?! Ах, нет, это ваш телефон!”. Бегал туда-сюда-обратно, размахивая грифом гитары, перед верещащим партером (один раз даже опасно запнулся за провода перед микрофоном). Наподобие Фредди Меркюри, руководил хором зрителей, скандирующим центральную фразу алогичного гимна любимому музыкальному стилю “Don’t Play Your Rock-n-Roll To Me”, без которого концерт Криса Нормана представить невозможно – апофеоз! И всё это абсолютно непринуждённо, но и не в ущерб качеству исполнения, которому было отдано явное предпочтение перед количеством песен. Стефани, Аксель и Джефф, кстати, старались не отставать от шефа, веселя публику каждый по-своему. Особенно старался Джефф, удивляя народ своими клоунскими способностями по части дурацких походок. Впрочем, его партия соло-гитары была безупречна. Как и партия бас-гитары Акселя, чьё мастерство извлекать из басовых струн чарующие звуки достигло настоящей виртуозности. В самом концерте поменялось немного. Но всё-таки главное изменение, сделанное уже в начале, задало тон всему шоу. Вместо новой и, по понятной причине, малоизвестной среднестатистическому слушателю “Got It All”, Chris Norman Band сразу взяли быка за рога, исполнив самую популярную в Союзе (после легендарной “Водку найду”, конечно) “I’ll Meet You At Midnight”. А за ней ещё четыре убойных хита Smokie. Остальные нетленки следовали, как и полагается, вперемешку с новыми вещами и так до логического контрапункта концерта, которым является “The Boxer” Саймона и Гарфанкела. Песенка широка известная в узких кругах настоящих меломанов, но малознакомая обычной публике, которая даже несколько притихла и успокоилась, внимая классике фолк-рока. Надо сказать, что часть зала, в виду определённой подогретости различными напитками, а также по причине того, что за последние лет 7-8 наш народ несколько раскрепостился, танцевала в проходах едва ли не с первого номера, не вступая в препирательства с охранниками, запрещавшими делать то же самое у сцены. Но настоящий отрыв начался всё же с “The Growing Years Medley”, когда самые горячие поклонники Криса рванули к сцене, а весь остальной зал просто встал и принялся приплясывать на своих местах. Именно эта связка любимых Норманом песен – своеобразный апогей концерта, после которого наступает кайф, плохо рассасывающийся ещё пару суток. Причём, я до сих пор не могу понять, как можно исполнить “Sledgehammer” сильнее и яростнее, чем её собственный автор, Питер Габриэл? Спеть “My Sharona” с задором, за который не было бы стыдно Дугу Фигеру (лидеру группы Knack, сочинившему сей шедевр 30 лет назад и совсем недавно отошедшему в мир иной)? Да ещё переплюнуть в вокальной партии “With A Little Help From My Friends” самого Джо Кокера? В отличие от эпилептических и неприятных ужимок Кокера, Крис поёт вообще не напрягаясь! Изумительные вокальные данные, сохранённые вопреки годам! Но самое удивительное в Крисе Нормане всё-таки его сочинительский талант. Этот талант – от Бога. Сколько лет прошло с первых песен, написанных для Smokie, а новые песни ничуть не уступают старым “золотым” хитам. А в чём-то и превосходят. Прежде всего, в искренности, свойственной человеку с огромным опытом прожитой жизни, которому уже незачем набивать себе цену и который может всецело оставаться самим собой. В сочетании с мудростью и поэтическим дарованием всё это даёт поразительный эффект. Под эти песни можно танцевать так же, как под старые хиты (“If I Get Lucky”). Но можно и просто слушать и сопереживать (“Love Is A BattleField”, “Call On Me”). Поверьте, в словах новых песен Криса есть много чего такого, что написано от души. От души целостной и мудрой. То есть целомудренной. |
© Mr.Kite, апрель 2010 г. |
Прочитать отчет автора о концерте CN в 2002 г. >>> |
© www.chris-norman.ru |