Chris Norman & Band |
Москва, Государственный Кремлевский Дворец, 28 мая 2006 года |
Концерт в рамках "Российского тура-2006" |
Сет-лист: |
|
Chris Norman Band: |
Shannon Callahan - акустическая гитара, клавишные, вокал, Joey Albrecht - гитара-соло, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные. |
Впечатления |
© Simson (Москва) |
После сообщения о возможной встрече с Маэстро, время в воскресенье поделилось на до встречи и концерта и после. И вот, время неумолимо приближается к 17.00, я и ещё несколько фэнов находимся в холле отеля и ждём мистера Нормана, который прямо с саундчека должен приехать для встречи с нами. Вот появился его менеджер и подтвердил,что Крис Норман прибудет с минуту на минуту. Волнение усиливается. И вот..."Here comes the sun" ..в холл, с улицы, заходит Крис. Как то буднично зашёл, как обычный постоялец, без помпы и рыданий толпы. Прошёл к нам, поздоровался. Было ощущение, что он находится в лёгкой коме от такого плотного графика. Держался Крис не рубахой парнем, но и звезду не корчил. Я бы сказал,человек – артист, знающий себе цену и уважающий поклонников. И вот, сбылась мечта, к которой я шёл 30 лет – я говорю с Крисом Норманом. Понятно, что это был не разговор по душам, а, естественно, лёгкое представление, обмен парой-тройкой фраз и фотосессия, но уже этого хватило для того, чтобы считать себя очень счастливым человеком. Последний раз на его концерте я был "России". Шоу был просто грандиозное. Мне много приходит дисков с европейскими выступлениями Криса, снятыми, как правило на ручную камеру. Ни звука, ни нормальной картинки там нет, потому и не смотрю я их особо. Потому мне было и интересно его увидеть снова alive. Вот мы и в Кремле. Естественно, такое событие, как встреча со звездой, надо было отметить, что и было сделано в буфете. При незагрузке (и слава богу) зала у меня появилась возможность пересесть с 32 ряда партера на 3-й. Очень меня порадовали первые аккорды "I'll meet you...". Саунд был очень рок-н-рольный, настраивающий на то, что Крис усилил доминацию гитар в аранжировке. Старт был очень хорошим, Крис был в голосе, группа была хорошим фоном (кстати, группа мне очень понравилась и в музыкальном плане и в вокальном). Традиционно была спета "Stumblin'in". Тут гитаристка немного не дотянула голосом, вернее негромко она солировала, что было исправлено усилением микрофона. Далее всё шло по накатанной. Крис был великолепен, публика местами (искл.выпь-места) ему помогала как могла. Шоу прошло на одном дыхании. Я ждал "Little Lucy" и её пианинное начало в его исполнении и "Alles..". К сожалению, их не оказалось в трэк листе. Жаль. Но зато, я услышал "What can I do" – отлично сделаную и спетую Крисом и просто здорово спето живьём бэк-вокалистами, просто СУПЕР хит Габриэля (тут просто я сидел и не мог сказать ни слова), и как заключительный аккорд – это Rock'n'Roll. Да, это – великий мастер! Как он грамотно, точно, причём со своей харизмой, вдохнул новую жизнь и в старые хиты и в хиты других исполнителей. Просто – нет слов! И, конечно, его ход с шуточным исполнением под "фанеру" в финале. Хоть, ход и старый, но я его не видел и был просто сражён этой находкой. После шоу мы собрались в Hard Rock Cafe, где ещё раз пережили всё что было увидено и услышано. Атмосфера была великолепной, за что всем участникам огромный РЕСПЕКТ! |
06.06.2006 |
© DK67 (Чернигов, Украина) |
Отчёт о концерте... А может, скорее и не о концерте, и не отчёт, а просто впечатления одного старого почитателя таланта этого замечательного музыканта. Я не могу считаться в данном случае "незаинтересованной стороной" и, конечно, моё мнение будет предвзятым. Итак. Как только до меня дошли сведения о предстоящем российском туре, первое, что я сделал – это прошерстил все известные мне сайты о нашем герое с целью выяснить насчёт возможного его визита в Украину. Увы… До конца этого года – Германия, Германия, Германия – можно выучить всю её географию. Поэтому пришлось задуматься о поездке в Москву. Хотя, признаться без реальной перспективы. Норман был в Киеве в мае 2001 года, но тогда на его концерт я не попал. Конечно же, увидеть выступление Криса живьём было ещё детской несбыточной мечтой. Хотя на концертах нового состава Smokie в 1991 году и "новейшего" в 2004 – я был. Так вот, когда за несколько дней до начала тура добрые люди мне сообщили, что может быть, неточно, возможно, а вдруг, а если – короче, возможна личная (!!!!!) встреча – решение было принято. И не важно, в каком именно формате, какой продолжительности могла бы состояться эта встреча, главное, что она теоретически стала возможной! Я заказал своему старому другу билет на концерт, сел в самолёт и рванул в Москву. Саму встречу с Крисом описывать, наверное, не стоит. Речь идёт о моих чувствах. А они в период ожидания были на пределе, особенно в последнюю неделю. Тур уже начался. Я просмотрел всю доступную информацию о питерском концерте. И это только подливало масла… Возник вопрос насчёт подарка. Его, этот вопрос, дня три пыталась решать вся моя семья. Решили… Вроде удачно. Это была одна такая хитрая фотография и бутылка национальной горилки с перцем. В общем, мистер Норман, кажется, был доволен. В момент встречи Крис продемонстрировал высшую степень вежливости, радушия, благожелательности, искренности в общении с ценителями его таланта. Без всякого апломба, высокомерия и так называемого "профессионализма". Хотя, безусловно, и без намёка на панибратство. Он для каждого нашёл нужные слова и в вопросах, и в ответах – естественно и органично. И, заметьте, такой он, говорят, был всегда. На мой взгляд, это его простое и искреннее отношение к людям сыграло далеко не последнюю роль в достижении им таких высот. Ведь понимает же в душе этот человек, что творения его направлены к нам, а мы, поддерживая его, ему же и помогаем творить. Ощущение было такое, что ты совершил какое-то одно из важнейших действий в своей жизни. Для меня это был первый опыт общения со знаменитостью. И перед встречей, как я уже говорил, конечно же, переживал. Переживал, потому что, во-первых: я бы никогда (не хочу никого обидеть – все мы разные), например, не подсел бы к известному человеку за столик в ресторане, не караулил бы у служебного входа, поддаваясь общему ажиотажу (кстати, и звёзды, ведь, ведут себя в таких ситуациях по другому); а во-вторых: потому, что после встречи было чувство восхищения, а ведь могло же быть и разочарование и потом опустошение… И вот тут, как раз сыграл свою роль сам формат встречи. Огромное спасибо тем, кто её организовал, в ней участвовал и, конечно, самому Маэстро! Он не дал детской мечте разбиться вдребезги, а наоборот, сделал её реальностью. Для меня это было ГЛАВНЫМ результатом многолетних ожиданий. Вот так прошла первая часть моей "миссии" в Москве. А потом мы отправились в Кремль. Да, порядки в Белокаменной строгие – всё правильно. Охрана, проверки, досмотр вещей… В холле я, естественно, приобрёл буклет и футболку. С футболкой был прикол. Как мне сказали в одной из четырёх точек продажи, максимальный выпущенный размер – L. Мне это маловато… Ещё в двух точках я в этом убедился. Но всё-таки купил, не знаю зачем. Так – на память. Но минут через 15 проходя мимо уже последней точки, что-то меня заставило подойти и ещё раз переспросить. Есть, родной XXL! Заменили без проблем. Вот так. Места в зале у нас с моим другом были в десятом ряду партера, прямо посередине. Мы их заняли и он начал расспрашивать меня о нынешнем творчестве Криса Нормана. Надо сказать, что этот друг Саня – мой бывший одноклассник и именно с ним мы тогда, в конце 70-х, начале 80-х заболели музыкой Smokie и начали потихоньку осваивать гитары. Потом он закончил училище им. Гнесиных и является профессиональным музыкантом. Я ему, насколько можно было, поподробней, поведал об истории Smokie & family после 1982 года. Конечно, акцент был сделан именно на творчестве Нормана. На том, что за все эти годы его прогресс, успех, креативность, продуктивность, разноплановость и т.п. с большим отрывом обогнали всех других участников family (при всём уважении к ним ко всем). Особенно я старался внушить другу мысль о том, что Норман очень талантливый композитор, не боящийся экспериментировать со стилями, звуком (не зацикливаясь только на старом Smokie-саунде). И это не дань моде тех или иных лет, а способность артиста работать в разных направлениях. Причём лучше, чем многие иные, самые модные. Он это знает, и он это реально делает. Ещё я говорил о его высочайшем исполнительском мастерстве, особенно на живых концертах. Это очень важно, и это подтверждает его исключительную концертную форму. Зная уже заранее примерный сет-лист, я сказал Сане, что будет некий сюрприз в виде исполнения чужой классики (специально не сказав, чего именно), и вот тогда, мол, сразу всё поймёшь. Друг слушал внимательно, но на лице таки были признаки определённого недоверия. Мы то ведь полюбили Smokie по большому счёту за хиты Ч/Ч и за именно тогда созданный пресловутый Smokie-саунд (конечно, и сейчас горячо нами любимый, каждая новая вещь в этом стиле приводит нас в детский восторг), саунд, который быстро превратился в клише, разбиваемый только классными песнями собственного сочинения. Да и группа к моменту прекращения активной деятельности после 1982 года была не в лучшей форме. И тогда он перестал ими интересоваться. А старое увлечение приняло вид преходящей детской увлечённости чем-то легковесным. Я думаю многим знакомо это чувство. И не только по этому примеру. (Мой сын сутками слушал Eminem, а теперь Rolling Stones и Pink Floyd). Ну, также друг абсолютно не был знаком с работами наших героев за последние 20 лет. Поэтому скепсис имел под собой определённые основания. Короче, за такой беседой мы скоротали время ожидания начала концерта. Зал активно заполнялся публикой… … И вот погас свет, народ оживился. Где-то сзади кто-то истошным голосом заорал: "Криииис, давай!!!!!". И на сцену под издалека узнаваемую тему "Sarah" вышла группа, а вслед за ней и сам Маэстро. И грянула "I’ll Meet You At Midnight". Именно грянула, потому, что звук всего концерта был очень роковый. Это очень удачное давнее решение Криса – всегда делать концертное звучание более тяжёлым. Слушая студийные диски, мы всегда стараемся оценить богатство аранжировок и т.п., а живой концерт – это прежде всего забой. Здесь и публика ведёт себя активней, и у исполнителя есть возможность продемонстрировать свои реальные способности. И Крис их продемонстрировал в полной мере. Какая исключительная исполнительская форма!! Настоящий рокер! Какая физическая форма! А какое обаяние!! Зал был растворён в нём с первой секунды и оставался в таком состоянии, наверное, ещё очень долгое время уже и после концерта. В течении всего шоу Крис вёл себя всё время по разному. Был и крутой рокер, были и волны лиричности и романтизма, была и ностальгия, и короткие обращения к зрителям, и комментарии к песням, и опять крутой рокер… И так весь концерт. Это происходило настолько естественно, что абсолютно не было ни малейшего намёка на его возраст. В адрес аудитории самым частым определением было слово "fantastic!". Это не я придумал, но этот человек просто ЖИВЁТ на сцене и в музыке! Вот уж, воистину! Мне очень понравилась вся концертная группа – настоящие профессионалы. Мало быть хорошим музыкантом, нужно иметь так называемое чувство ансамбля. Это, далеко не всем присущее, внутреннее состояние. Chris Norman Band работали как единый организм. Особенно мне понравилась Shannon Callahan. Сразу видно – звезда! Во время концерта меня не покидала мысль о том, что те участники группы, которые помоложе (Martina Walbeck, Dorino Goldbrunner), наверное росли на музыке Smokie (они ведь из Германии), а сейчас им довелось её играть во главе с самим Маэстро! Мне кажется, они очень горды этому факту, и это должно ко многому обязывать. Старые хиты Smokie они играли с особым чувством, без лишних импровизаций, а именно так, как подсказывает им сердце. Также мне очень понравилось довольно оригинальное решение Нормана постоянно использовать три гитары плюс бас. Лидер-гитара Joey Albrecht с использованием сустейн, гэйн и пр., чистая акустика Shannon и очень интересный инструмент у Криса. Такой чёрный Fender в форме Stratocaster (Jaydee Hooligan), электрогитара с полым корпусом. Классный звук. Такой именно сочный “ритмак”. Был у него ещё Variax Acoustic с процессором Line6, позволяющим имитировать звук разных типов гитар и менять строй. Во время исполнения баллад Joey тоже брал что-то похожее, а Крис играл на 12-струнной акустике. В общем, три гитариста – это просто здорово. Богатейшая струнная палитра и, полностью заполненная снизу доверху, фактура звука. Но самым главным призом для публики был просто изумительный голос Криса! Это невозможно описать никакими словами. Покрывающий немалый диапазон, работающий в разных регистрах, использующий различные вокальные приёмы. Действительно “Changing All The Time” – то тихо и нежно, то весело и забойно, то просто в полный накал и надрыв!! И, заметьте, мы говорим не об оперном певце, а о рок-музыканте! А самое-самое главное – это необыкновенная эмоциональность, выразительность и проникновенность этого самого ГОЛОСА! Какой уж тут возраст. Это исключительно от души. Репертуар – старая добрая классика, сольные работы, новые и вещи и немного из других исполнителей. Безусловно очень дорогим подарком для нас стало исполнение бессмертной, советской народной "What Can I Do"! Этим Крис лишний раз подчеркнул своё к нам, постсоветским поклонникам, отношение. Друг мой очередной раз заявил, что это песня всех времён и народов. А когда я ему объяснил обстоятельства исполнения её Крисом в России, уважительно закивал. Не стану подробно обсуждать сет-лист. Всего было в меру. Хотя, конечно, хотелось ещё, ещё и ещё… Из старых вещей мне бы хотелось услышать живьём, например, “Stranger” и “Jet Lagged”. Из последних работ – “Amazing” и, более всего, “Million Miles To Nowhere”. Но зато, какая была подборка в “Growing Years medley” ! Я вообще не поклонник Питера Габриэля в пост-Genesis период, но что ТАК может звучать “Sledge Hammer”!! А какая отвязная фишка в исполнении Нормана “Donegan's Gone”!! Но больше всего я балдел от “Midnight Hour”. Товарищ мой заметно оживился, и от его сомнений не осталось и следа. А поначалу он поскрипел было (как профессиональный музыкант) о несбалансированности голосовых микрофонов бэк-вокала, о чрезмерном выпячивании гитары Joey в акустических номерах… Но ведь Дворец съездов – всё же не Albert Hall… Да и в таких моментах для зрителя гораздо важнее не то, как ЗВУЧИТ, а то, как ИСПОЛНЯЕТСЯ! И вот когда сцена взорвалась зеппелиновским “Rock'n'Roll” (а эта группа – наша с ним любимая хрестоматия) он просто выскакивал сам из себя! Я, впрочем, был занят тем же… Это и был обещанный сюрприз. Зрители тем временем уже давно были возле сцены и, всеми доступными способами, выражали свои чувства Крису и его группе. С абсолютной взаимностью! Несмотря на запреты, вовсю велась фотосъёмка. Я, кстати, ещё в момент исполнения “Stumblin' In” (четвёртый номер в сет-листе) не удержался и попытался сделать несколько снимков. Чуть не вывели… Представляете, столько лет ждать этого всего и … после четвёртой песни ! До сих пор мороз по коже! Ну, а в конце концерта – уж отвёл душу. Вот так и завершилась вторая часть моей “миссии” в Москве. Потом мы собрались в холле. Счастливые и оглушённые в прямом и переносном смысле. Сфотались возле афиши и пошли в одно чудное заведение на Арбате – праздновать. Это было просто замечательно – после всего пережитого завершить день в радушной компании единомышленников. Это и была третья часть моей “миссии” в Москве. О чём ещё добавить? P.S. И это еще не все! 3 июня, всего через шесть дней, я встречался с Аланом Силсоном и был на его концерте в Киеве! Но это уже совсем другая история… |
10.06.2006 |
© www.chris-norman.ru |