“Close Up Acoustic Tour” Криса Нормана 2007
 

В ноябре-декабре 2007-го Крис Норман был в Германии и Австрии с первым в своей истории акустическим туром. Как правило, я записываю свои впечатления от концертов Криса сразу после них, и обычно я делаю это только для себя. Я знаю, что у Криса есть много поклонников в России и Восточной Европе, но он не выступал там с “Close Up” Туром. Поэтому я надеюсь, что с этим запоздалым рассказом я смогу передать впечатления о концертах фанам в этих странах.

Своим уникальным и многогранным голосом Крис поразил меня уже в 70-е, со Smokie. Я по-прежнему люблю слушать старые записи Smokie, и мне кажется, что голос Криса конечно менялся в течение этих лет и десятилетий, но, несомненно, не в худшую сторону. Когда Крис был молодым человеком, его голос был большей частью более хриплым, чем теперь. Чем старше он становится, тем более его голос становится ниже, мягче и теплее, я думаю – но, конечно же, это все еще ЕГО голос: абсолютно узнаваемый и типично хрипловатый, с элементом особенного “секси-стиля”. Его голос всегда был совершенно неповторимым, и он всегда будет таким!

С 2004 года я побывала на многих рок-концертах Криса и его группы. Все они были фантастическими, и все оставили в душе незабываемые моменты. Общим для всех этих концертов было яркое присутствие Криса на сцене. Где бы он ни выходил на сцену, тотчас же он производил какую-то волшебную атмосферу, и публика всегда полностью вдохновлялась этим. Поэтому я размышляла, какими же будут эти концерты акустического тура. Крис начал этот тур с концерта в зале “Gewandhaus” в Лейпциге, и мне посчастливилось на нем побывать вместе с моим супругом. Несколькими днями позже я также посетила концерты в Штаде и Гамбурге. В Гамбурге к нам присоединились наши друзья из Англии, так что тот вечер стал чем-то особенным для нас.

Итак, в Лейпциге концерт состоялся в зале “Gewandhaus”, который знаменит своей особенной акустикой. Только в этот раз пространство на сцене было большим контрастом к рок-концертам Криса, когда обычно вся сцена занята разными видами гитар, барабанами, синтезаторами и всякого рода массивным электрооборудованием. Теперь же сценическая техника была тотально сокращена до лишь необходимой части: струнный квартет, клавишные – и микрофон для Криса! Когда на сцене появились четыре молодые девушки из струнного квартета Fiorini и Rob Gentry (клавишник), публика в зале захлопала – но никто не начал кричать или делать что-либо подобное, и это было также совершенно непохоже на те рок-представления, где, как вы конечно хорошо знаете, люди обычно начинают звать Криса, выкрикивая его имя – ожидая его в нетерпении! Но когда Крис выходил на сцену в Лейпциге, аудитория оставалась исключительно тихой. Были конечно и громкие аплодисменты, и всего лишь несколько “истерических выкриков”... Невероятно! Крис выглядел совершенно потрясающе, и поэтому я бы ожидала обычных “истерических воплей”! Но вероятно никто не осмелился кричать в “благочестивом” зале Gewandhaus!? Крис всегда был хорошо выглядящим парнем, но – в самом деле невероятно – с каждым годом он даже выглядит лучше! Поэтому неудивительно, что мы все немного страдаем по нему...

Крис посмотрел на аудиторию со своей потрясающей улыбкой и затем сразу начал концерт с песни “Hello Baby”. И – вау! Уже во время его первой песни у меня побежали мурашки по спине, голос Криса – особенно вживую – всегда вызывает у меня такие ощущения. Но в этот раз эти чувства были даже сильнее, так как в первый раз я слышала его поющим так особенно – так чисто, блестяще и сильно! Великолепная акустика “Gewandhaus” была просто сотворена для его голоса! Мне жаль того, кто отважится петь в “Gewandhaus”, не имея хорошего голоса – что за неловкая ситуация это будет!!! Но, безусловно – только не для “нашего” Криса. Мы слышали его поющим божественно как никогда, и он ни разу не взял неправильно ноту за весь концерт, хотя в Лейпциге казалось, что какое-то время он сильно нервничает. Посещая его рок-концерты в предыдущие годы, у меня иногда складывалось впечатление, что его голос заглушался мощью электрогитар, ударных и т.п. Но в течение акустического тура мы могли слышать Криса Нормана “absolutely unplugged”, и он действительно приятно удивил меня этими концертами. Я была совершенно покорена его невероятным голосом.

Перед началом концерта в Лейпциге мы с мужем немного беспокоились за возможное поведение некоторой части публики – будет ли она в состоянии удержаться от вскакивания с кресел и забега к сцене, как только появится Крис? Будет ли она в состоянии вести себя тихо? Нам казалось, что такому типу акустического концерта больше подошло бы именно такое поведение. И к счастью наши беспокойства оказались безосновательными. В зрительном зале стояла поразительная тишина – абсолютно необычная вещь для концертов Криса – но это была приятная тишина, и казалось, что каждый человек в зале испытывает искушение только к одному – СЛУШАТЬ уникальный голос Криса и ничего более! Совершенно изумительным было то, как Крису удавалось акцентировать характер каждой песни! Его потрясающее умение в совершенстве использовать свой голос всегда было абсолютно уникально: громкий, тихий, хриплый, теплый, низкий, высокий – и между различными оттенками всего этого! А та концентрация и та энергия, с которой Крис отдавался каждой ноте – это просто изумительно!!! Я была глубоко тронута его вокальным исполнением, тем, насколько интенсивным и бесподобным оно было, до этих пор я испытала подобные эмоции лишь от церковного концерта Гайдна. Сидя в “Gewandhaus”, я максимально концентрировалась на каждой ноте, что исходила из уст Криса и из инструментов. Время от времени я даже закрывала свои глаза, чтобы лучше сосредоточиться – это был совершенно новый опыт для меня применительно к концертам Криса, так как обычно я не могу отвести глаз от него. И вы конечно же знаете почему – посещение концерта Криса это удовольствие не только для ушей, но и для глаз!! Мне нравится его обаяние и его харизма, потому что всё это в нём абсолютно натурально и естественно, как я думаю. Он вероятно знает, что он сексуально привлекателен, но он никогда не делает из этого большого шоу. К счастью, Крис никогда не относился к тем, кому нужно постоянно дурачиться на сцене или к тем, кто любит ходить по сцене с напыщенным видом как павлин, как делают многие артисты. Он всегда был самим собой – настоящим и непритязательным – я думаю, и поэтому мы любим его. Но Крис не был бы Крисом, если бы он не “включил” свое обаяние и во время акустического концерта. И, конечно же, концерт Криса не был бы концертом Криса, если бы не нашлось хотя бы одной женщины, не сумевшей скрыть свои чувства. Например, во время акустического концерта в Штаде с задних рядов зрительного зла донесся громкий женский вопль (на немецком): “Я люблю вас, Крис!!!”. Крис в это время как раз подстраивал свою гитару между песнями, когда женщина прокричала о своих чувствах. И он сразу ответил через микрофон: “Я тоже вас люблю”. Он произнес это смешно, на немецком, театрально жестикулируя и посылая поцелуи через микрофон. Как вы представляете, публика конечно же развеселилась – громкий смех не смолкал в зале несколько минут!

Но вернемся к музыкальной теме.

По моему мнению, песни из альбома “Close Up” были одними из самых лучших в этих акустических концертах. Конечно это и неудивительно, потому как эти песни и сочинялись для акустического исполнения. Как нам всем известно, слова и музыку ко всему альбому написал и сочинил сам Крис. Великолепный альбом, хотя – или именно потому что? – “Close Up” совершенно отличается от всего, что Крис делал ранее. Я очень впечатлена этим альбомом, особенно песней “Lay Me Down” – и было просто потрясающе услышать эту песню вживую на этих концертах. Поразительно, как Крису удалось соединить слова и мелодию в этой песне. Она идет прямо в мое сердце. “Baby I Call Your Name” также была совершенно фантастической. Я думаю, непросто попасть во все ноты в этой песне, так как она имеет сложную высоту. Но, как и следовало ожидать, Крис справился с этим блестяще – он пел лишь под аккомпанемент струнного квартета, и в итоге это звучало просто здорово. Другими яркими моментами были некоторые песни, которые обычно Крис никогда не играет на концертах.

When the night is falling and the moon is high,
and you get that far away look in your eye,
oh can’t you see you’re acting like a STRANGER
...”

Это одна из моих любимых ранних песен Smokie, и с особым чувством я слушала эту песню в акустическом исполнении и вживую, спустя столько лет и десятилетий. Я почувствовала себя вновь 13-летней! Другой лучшей песней была “Dangerous Heart”, также действительно сотворенная для акустического концерта, со своими тихими словами и мелодией. Она вновь глубоко тронула меня!

Говоря об акустических концертах, я допускаю, что всегда существует определённый риск утомить зрителей через какое-то время – так как постоянно все песни или медленные или тихие, в известной степени – если только разнообразие инструментов или особенный голос не внесут некое “тонкое различие”. В течение акустического тура этим “тонким различием” был очевидно голос Криса и ничего более! Квартет Fiorini и клавишник были очень хороши, но они всего лишь обеспечивали фон для голоса Криса, их инструменты никогда не становились объектом внимания во время концертов. По-моему, это не было сделано намеренно, но для меня этот факт только подтверждает очевидность уникальности голоса Криса. Он мог сыграть весь концерт и в одиночку, безо всяких инструментов – и это бы не тронуло нас меньше, я думаю! Какой же Крис исключительно одаренный певец!!! Еще одним примером этого была его интерпретация одной из своих любимых песен “The Boxer”. Оригинальный вариант исполнялся дуэтом “Simon & Garfunkel”, и, я думаю, он был на самом деле хорош. Но версия Криса – под аккомпанемент лишь его акустической гитары – была выдающейся! Она превзошла все мои ожидания! Тембр его голоса и безукоризненное выделение каждой ноты вновь сделали различие! Превосходная интерпретация, и я уверена, что “Simon & Garfunkel” могли бы ей позавидовать, если бы они посетили концерт! Слушая эту версию Криса, я буквально таяла – она была неземной красоты! “The First Cut Is The Deepest” – другая песня, перепетая Крисом в таком превосходном стиле! Рок-песня, но также и баллада! Кто кроме Криса мог бы исполнить балладу в таком “мощно-голосовом” ключе? Думаю, никто!! Я знаю исходную версию и также знаю её интерпретации другими певцами, например Sheryl Crow. Но все они “бьют мимо цели” в сравнении с потрясающей интерпретацией Криса! Несмотря на то, что остальные варианты, без сомнения, хороши, версия Криса стала вновь особенной, потому что его огромная способность давать “жизнь” и “душу” песням и дает определяющее отличие от версий других артистов. Итак, яркие моменты сменяли один другой. И хотя я очень люблю рок-концерты Криса, эти акустические выступления были чем-то абсолютно особенным для меня. Причем все концерты, что я посетила, немного отличались друг от друга, в зависимости от концертного зала, от публики и от её стремления оживить представление. В Гамбурге концерт стал настоящим праздником, вечеринкой между Крисом, его музыкантами и аудиторией. Это было здорово. Шоу проходило в большой палатке, под шатром, а такой род представления действительно побуждает зрителей к тому, чтобы повскакивать с сидений и танцевать – полный контраст залу “Gewandhaus” в Лейпциге. И публика в Гамбурге начала танцевать почти сразу же после начала. Также и Крис казался уже более расслабленным в Штаде, и еще более в Гамбурге – это было конечно же благодаря успеху предыдущих концертов тура. Казалось, в Гамбурге и аудитория была наиболее восторженная и энергичная. Но, как я упоминала, концерт там проходил под шатром, и сцена располагалась очень близко к зрителям. Поэтому и вся атмосфера целиком была гораздо более близкая, интимная, чем в Лейпциге. Но мне понравилось всё – как полная тишина в “Gewandhaus” с публикой, сидящей почти всё время, так и люди, танцующие и поющие перед сценой вместе с Крисом в Гамбурге и Штаде.

Все концерты Криса заканчивались трибьютом одному из его любимых артистов – Элвису Пресли. “All Shook Up”, классический пример настоящей рок-песни – но не очень тяжелой – я думаю, потому она и была замечательно выбрана Крисом для финала акустических концертов. И раньше или позже – мы все танцевали вместе с Крисом и остальными музыкантами – так, как это нам знакомо по его рок-концертам. И “All Shook Up” также была ярким моментом, потому что, как мы уже знаем с 70-х годов, Крис всегда был способен великолепно сымитировать голос Элвиса. Итак, его интерпретация снова была потрясающей – зал ходил ходуном на всех концертах! И я бы нисколько не удивилась, если бы сам Элвис появился на сцене, чтобы поздравить Криса с таким фантастическим трибьютом...

Но мы все знаем, что Элвиса уже нет, как нет уже и многих великих певцов и музыкантов, ушедших за эти годы. И я думаю, мы должны быть благодарны Крису. Он доставляет нам удовольствие своей музыкой с 1975 года, я думаю, это очень большой срок. И по моему мнению, он никогда не был так хорош как теперь! Мы должны быть счастливы, что он, кажется, здоров и в хорошей форме, и что ему всё еще нравится выступать живьем на сцене – кажется, больше, чем когда бы то ни было! И мы можем только надеяться, что он будет продолжать еще многие годы...

Насколько мне известно, Крис работает над DVD, записанным во время акустических концертов в Берлине. Надеюсь, видео будет издано в ближайшие месяцы. Я думаю, это будет замечательно, особенно для тех, кто не имел возможности увидеть Криса в акустическом туре.

Сердечные приветы всем фанам Криса в России и Восточной Европе!

Он самый лучший – без сомнения!!!!!!!!!!!!

 
 © Petra Niederbruening (Германия), 17.04.2008
 © www.chris-norman.ru