Chris Norman & Band | |||||||
Калининград, о. Канта, 8 сентября 2012 года | |||||||
Концерт на празднике 40-летия компании "Лукойл-КалининградМорНефть" | |||||||
Сет-лист: | |||||||
|
|
||||||
Продолжительность концерта - 1 час 30 мин | |||||||
Chris Norman Band: | |||||||
Ina Morgan - акустическая гитара, вокал, Geoff Carline - гитара-соло, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные. | |||||||
Отчет | |||||||
© Sova (Москва) | |||||||
Вот и еще один концерт позади... Опять – совершенно не похожий на все остальные и, наверное, самый счастливый для меня... Может, оно и лучше – когда концерт появляется практически внезапно? Всегда слишком долго тянется время до встречи с Крисом, а заканчивается все так быстро... Тут же было наоборот – от первого неожиданного намека на Калининград до собственно концерта прошло всего чуть больше двух недель, а количество счастливых событий в этот день превысило все ожидания... Ну, по порядку. После Магнитогорска я простилась с Крисом надолго – никаких концертов в России не планировалось, а в Германию поехать возможности не было. И вдруг Джордж в Эндерндорфе говорит девчатам, что Крис выступает в сентябре в Калининграде. Я перерыла весь интернет – нигде ничего. Через какое-то время появилось сообщение на сайте – а в интернете по-прежнему ничего. Наконец, на сайте появилась полная информация, и настало время покупать билеты. Еще когда поездка планировалась чисто теоретически, я спросила – не нужен ли загранпаспорт для этого. Мне тонко намекнули, что Калининград – это Россия, на минуточку... А когда я уже всерьез занялась билетами – тут-то и выяснилось, что таки-да, загранпаспорт, которого у меня нет, нужен. Конечно, сейчас интересно вспоминать эти перепады настроения – от надежды к уверенности, и тут же – к отчаянию, но тогда мне было не до шуток. Однако, поразмыслив, я пришла к выводу, что при условии бесплатного входа на концерт можно позволить себе и самолет – он летит из России в Россию, поэтому обыкновенного гражданского паспорта достаточно... Столько нового узнаешь с этими поездками... Я не летала на самолетах уже лет двадцать, и конечно, возможность покупки авиабилета в обычном павильоне сотовой связи для меня была открытием. Но вот билеты на руках, а мы в полной неизвестности: куда летим? как оно там будет? Я ведь эти “опенэйры” только на роликах видела, да по рассказам побывавших какое-то представление имела... В голове была картинка: что-то типа футбольного поля с рядами турникетов и маленькой сценой вдалеке... Калининград мне понравился. Он не похож на другие наши города, нероссийская история чувствуется во всем. И удивительные люди – очень внимательные, доброжелательные, вежливые. Причем абсолютно все – от шофера такси до случайного прохожего. (А какие были охранники! Совершенно чудесные ребята – на протяжении всего дня они поддерживали нас морально, в чем-то даже помогали и очень рады были за нас, увидев после концерта возле палатки Криса.) Решили, что времени у нас много, побродим по городу – там есть на что посмотреть. Но сначала приехали все-таки на остров, надо же было понять, как оно все там будет. Ни о каком футбольном поле речь, конечно, не шла. Красивый парк, как говорится – излюбленное место отдыха горожан, вымощенные брусчаткой аллеи, река, великолепный собор, необычный мост с замками, символизирующими счастье в любви... Мы начали было фотографироваться на фоне всей этой красоты, но тут увидели вдалеке сцену – и стало уже ни до чего, а когда при подходе разглядели родную аппаратуру и родные лица техников... В общем, никаких экскурсий у нас не получилось, даже до могилы Канта, которая находится здесь же, на острове, не дошли, так весь день около сцены и проторчали... Устроена она была таким образом: аллея в этом месте спускается на несколько ступенек вниз, под автомобильную эстакаду. Перед ступеньками установлены турникеты, сама сцена, очень высокая (навскидку – метра 2,5-3) расположена чуть дальше за этими ступеньками. Сзади стоят палатки для артистов, все пространство вокруг огорожено турникетами, а между зрителями и сценой получился такой как бы ров, только без воды. Так что вплотную подойти невозможно, а если и подойти, то все равно даже до края не достать. А видно все было прекрасно. Вверху, за сценой – оживленная улица: автобусы ходят, люди гуляют... Панорама, конечно, нестандартная. Первые несколько часов ожидания прошли в томительной неизвестности. На сцене люди работают, настраивают аппаратуру, а охранники сообщили, что Крис еще не прилетел. Но ведь они вполне могли быть не слишком компетентными в этом вопросе. Через какое-то время мы увидели Людмилу. Поинтересовались насчет саундчека, услышали в ответ, что да, все будет. “Правда, я сама еще Криса не видела”, - добавила она. Наконец, приехала группа. Мы – с вопросами к Stranger’у. Услышали в ответ, что да, Крис будет на саундчеке. “Правда, я сам его еще не видел”, - добавил он. Этот таинственный, неуловимый Крис, который то ли прилетел, то ли нет, который будет обязательно, но которого никто не видел... Можно представить наше состояние... Пообщаться ни с кем из группы нам не удалось, сцена была недоступна, а перекрикиваться и мешать репетиции, естественно, не хотелось. Просто стояли и наблюдали за работой музыкантов. А парк между тем жил своей жизнью. Там шло мероприятие, человек в микрофон рассказывал всякие морские истории, зазывал народ, мелькало сквозь деревья какое-то судно с парусами. Длилось это несколько часов. Тут Ина голос пробует, Джефф на гитаре играет – а там все про корабли... Так интересно... Момент появления Криса на сцене мной был как-то пропущен. Увидела Джорджа, смотрю в ту сторону, жду, когда Крис выйдет, жду, жду... Случайно глянула на Ину – а Крис рядом стоит, повернувшись спиной, регулирует звук на гитаре... Потом мне сказали, что он зашел, со всеми поздоровался... (Похоже, что и никто из группы тоже его еще не видел.) Где были мои глаза? Но все остальное время я, конечно, уже смотрела только на него... Да, не зря я мечтала попасть на саундчек! Крис совершенно другой. Никаких улыбочек, рожиц, посылов в зал. Он работает не с публикой, он работает с группой – со всеми вместе и с каждым по отдельности, работает с инструментами, работает со звуком... Работает спокойно, очень внимателен и сосредоточен. Мне понравилась атмосфера полного взаимопонимания на сцене – конечно, видно, что Крис здесь главный, и его очень внимательно, с огромным уважением слушают, но при этом нет никакой нервозности, напряженности, иногда звучат какие-то шутки, и Крис смеется вместе со всеми, а работа между тем идет серьезная. И песни, которые не услышишь на концертах... У меня эта картинка, наверное, навсегда запечатлелась в памяти: стоит такой себе Крис Норман, без гитары, руки в карманы, волосы на ветру развеваются – и поет... Микрофон еще не подключен, и я слышу только живой голос... А сверху автобусы ходят, слева эта лодка плавает... Обалдеть. И, главное, народу – практически никого, всего несколько человек подошло (просто мимо проходили). Из концертных вещей прозвучали только “Get It On” и “Shallow Waters”. (Правда, в этот раз “Shallow Waters” на концерте не было.) А еще – Криса развеселили появившиеся откуда-то чудики в исторических (наверное) костюмах. Я саундчеки видела только в отрывочных роликах в интернете, но почему-то мне показалось, что этот был особенный, своего рода мини-концерт. А потом в разговоре с Людмилой промелькнула фраза: “Для вас постарались, вон какой саундчек сделали!” То есть, он, действительно, был не совсем обычный. Да еще и для нас... Интересный был момент с погодой. Вроде поначалу было все хорошо, тепло и солнце, но потом откуда-то набежали облака, все помрачнело, периодически начинал моросить дождик – и так было до того момента, пока не появился Крис. Приехал Крис – и выглянуло солнышко. А как только саундчек закончился – солнце скрылось и больше уже не показывалось, резко похолодало, поднялся ветер, и вот такая погода была до самого вечера. (Я вспомнила Криса, освещенного солнцем, на ступеньках тверского цирка, хотя вообще-то день был пасмурный и дождливый, но за то время, что мы провели у служебного входа, не упало ни капли. И солнечный день в Кирове – нам сказали, что это первый такой весенний день. И солнечный день в Питере – а ведь когда возвращались из Кондопоги через Питер, шел проливной дождь. А в Кондопоге тоже было солнце. И когда мы восхищались чистым и светлым Магнитогорском, нам сказали: ну что вы, это просто вам повезло – сегодня нет ветра и солнечно, а вообще-то тут всегда грязный воздух. Конечно, это просто совпадения, не больше...) Между саундчеком и концертом была пропасть в несколько часов. Но уйти мы уже не могли. Народу в течение дня почти не было, только проходившие мимо люди интересовались, что за мероприятие планируется, услышав имя Криса Нормана, очень удивлялись, кто-то собирался прийти. Было ощущение, что никто ничего не знает, и никого в результате не будет, а если еще и дождь пойдет... Конечно, мы бы не отказались от приватного выступления, тем более, что тут вероятность концерта не зависела от количества проданных билетов (концерт оплачивала компания “Лукойл”, вход для зрителей был бесплатный). Но ведь в первую очередь думаешь об артистах – им-то каково перед пустой площадкой петь. Одно дело – саундчек, но концерт-то предполагает наличие зрителей. Охранники нас успокаивали, говорили, что народ будет, что по выходным в парке и так всегда много людей, а тут еще и специально соберутся. Вчера, мол, “Лукойл” тоже где-то праздновал – так зал был битком набит, а нам все не верилось... Ветер ледяной, небо серое – кто в такую погоду в парк пойдет? Однако постепенно люди стали потихоньку подтягиваться. В половине шестого мы на всякий случай уже встали на заранее намеченные места – и тут же весь первый ряд оказался заполнен, наши действия послужили своеобразным сигналом для остальных. За оставшиеся полчаса площадка была заполнена целиком. Мы мужественно отсмотрели весь предшествующий выступлению Криса концерт, он, в общем-то был неплохой: девушка очень прилично пела французские песни, был совершенно потрясающий скрипач (мы его встретили утром в аэропорту, я даже подошла и поблагодарила его), певец Джанго дал практически полноценный концерт – я не знаю, кто это такой, но калининградская публика принимала его на ура, пели вместе с ним все песни, очень горячо приветствовали – в основном, конечно, молодежь. Как и в Магнитогорске, я уже стала переживать, что весь запал пройдет, и Криса примут хуже. А мы знали, что он уже приехал, значит слышит все эти восторженные овации. Но я быстро успокоилась – было много народу и нашего возраста, они явно пришли затем же, зачем и мы, кроме этого, на протяжении всего концерта люди подходили и подходили, и к восьми часам площадка была забита битком, лишний раз повернуться уже было нельзя. Вот Джанго закончил свое выступление, мы облегченно вздохнули... и тут ведущий объявляет еще какую-то девушку. И хотя у нее был всего один танец – он длился вечно. Танец интересный, сложный, красивый, в другой ситуации я просто наслаждалась бы ее мастерством, но тут оно мне не пошло. И не только мне. Уже Джордж, не вытерпев, выскочил на сцену и изобразил какие-то танцевальные движения, уже вышел и сел к барабанам Дорино, а она танцует и танцует... Но наконец, и это прошло, вышли техники Криса, стали готовить оборудование, а ведущий тем временем развлекал публику: вы, мол, знаете, что у нас планировалось еще одно выступление. Но я вынужден вас огорчить... вам придется подождать еще пару минут (что-то в таком духе). Потом дружно звали Криса всей толпой несколько раз (прям Новый год), потом уже заиграло долгожданное интро – но оборвалось через минуту, и опять начались настройки, вызовы Криса и т.д. Вообще это все длилось не очень долго, несколько минут, но мне показалось бесконечным... Но и это прошло. Зазвучала во второй раз знакомая музыка, вышла группа, вышел Крис, публика взревела (Джанго отдыхает!), – и я с радостью услышала первые аккорды “I'll Meet You At Midnight”. Крис часто с нее начинает выступления, но на мою долю достались концерты, когда он под эту песню поднимал зрителей. И вот так – целиком и без всяких заморочек – я ее слышала только прошлой весной в Крокусе. Конечно, я была бесконечно благодарна Крису за нее! Потом сразу “Get It On” – в этот раз она была исполнена совершенно потрясающе! После “Lay Back In The Arms Of Someone” была “Stumblin' In”, великолепно разыгранная и потонувшая в аплодисментах... А вот дальше я даже и не знаю, как писать о концерте. Потому что впечатления противоречивые. Нет, что касается Криса – тут все было на высоте. Голос был бесподобен, и Крис был прекрасен. Мало того – он еще и умница, он всё сделал, как надо. Но вот факт того, что ему пришлось делать это “всё”, меня несколько обескураживает... В Калининграде оказалась абсолютно отвязная публика. Куда делась вежливость и интеллигентность, которая восхищала меня в течение всего дня? Поначалу меня порадовал горячий прием, но вскоре стало ясно, что это перебор. Визги были просто истеричными, крики были наглыми и грубыми. Крису не давали нормально работать. Он, конечно, все равно пел, но... Малейшая пауза провоцировала свист и крики. Как только песня заканчивалась – секунды не проходило, а уже орали (не кричали, а именно орали): “Давай пой! Давай еще!” Нет, кто-то кричал и “Браво!”, кто-то умилялся, “какой же он лапочка” и “какая же он прелесть”, и “ай лав ю” тоже кричали, но все-таки откровенного потребительского хамства было куда больше. Вот мне интересно – планировалась ли изначально песня “Chasing Cars”? Я не могу представить ее исполнение для этой безбашенной толпы, хорошо, что ее не было. “What Can I Do”, прозвучавшая, к моему удивлению, почти в начале концерта, пятым номером, естественно, была принята на ура. А когда Крис стал говорить про своего друга Алана Силсона, лид-гитариста Smokie, написавшего эту песню – его просто оглушили криками, отнюдь не в честь Алана, а традиционно: “Хватит уже! Поехали!” Толпе был по фигу и Пит Спенсер, которого Крис объявил как автора “Think Of Me”. И я боялась, что ему не дадут спеть ее – слишком много в ней пауз, а паузы делать было нельзя. Так, под свист и крики она и прозвучала. “Сидячая” часть публику не сильно вдохновила. Крис попытался было поговорить, как всегда перед “If You Think You Know How To Love Me”, но это ему не удалось (опять же орать начали), он тогда просто перевел все на распевку, и занимался с ними вокальными упражнениями, пока подстраивал гитару. “The Boxer” сначала было не задалась, но “ла-ла” им понравилось, пели всей площадью. Ну, “Living Next Door To Alice” – это само собой, это была их песня. Крис поначалу-то вышел в прекрасном настроении на концерт, но спустя две-три песни уже все понял про эту публику. Им не нужен был Крис как таковой, им нужен был забойный дискач. Я бы не сказала, что у него испортилось настроение, нет, но, как мне кажется, он просто потерял к ним интерес. Дискач так дискач, да ради бога! – вот примерно такой концерт они и получили. Правда, выполнено это было на высочайшем уровне, которого, боюсь, никто не оценил. Дальше по сет-листу. Отзвучала “Midnight Lady”, и я с радостным удивлением услышала вступительные аккорды “Morning Dew” – я уж думала, что он вообще перестал петь ее в России. Исполнена она была с абсолютной отдачей. Крис вообще в этот раз выкладывался полностью на каждой песне, чего бОльшая часть публики явно не заслужила. Потом шли “Wild Wild Angels”, причем тихая часть песни сопровождалась отчаянными воплями из толпы, “Needles And Pins” – тут все было ровно, и заключительная “ Don't Play Your Rock-n-roll To Me”: пели здорово – вразнобой, но душевно. Естественно, был выход “на бис”: “Going Home”, с криками “Давай пой!” на паузах, “Oh Carol” и “Lucille”. Была еще – на мой непрофессиональный взгляд – проблема со звуком. На саундчеке все было выстроено идеально, так, как всегда бывает у Криса (по крайней мере, на моей памяти). Был слышен каждый голос и каждый инструмент. А потом пришли репетировать Джанго и компания – их слушать было невозможно: громкость запредельная, по ушам бьет так, что мало не кажется. То же самое было у них на концерте. Я не знаю, может ли это как-то быть связано? Вроде у каждого своя аппаратура, но когда вышел Крис – у него оказался такой же невозможно громкий звук, с усиленными барабанами. Крис на протяжении концерта постоянно что-то подкручивал, делал знаки техникам, некоторое улучшение наступило, но все равно это был не его звук. И вот эти барабаны вкупе с тем, что песни пелись почти без перерыва, а основной восторг публики вызывали ритмичные композиции – все это и создало ощущение дискотеки. У меня частенько возникала аналогия с “Full Circle”. А Крис был хорош! В первую очередь, конечно, голос – совершенно необыкновенный, как всегда. А во-вторых – его эффектные выходы. Сцена, как я уже говорила, была высоченная. А Крис стремительно выходил вперед и замирал прямо на самом краю – даже дух захватывало (на саундчеке такой выход не отрабатывался). Да еще этот ветер – волосы развеваются, как в клипе “Love Is A Battlefield”... Глаз не оторвать. Очень понравился мне момент, когда во время соло Джеффа Крис подошел и встал рядом с Акселем и Иной, получилось такое “трио гитаристов” – раньше мне такая картинка с концерта в память не западала. Были классные моменты, когда Крис играл с Акселем. Вот только с публикой работать в этот раз не получилось. Но один прикол все-таки был: в начале песни “If You Think You Know How To Love Me” Крис прервался, залез рукой под рубашку и кого-то оттуда как бы вытащил и выкинул, состроив брезгливую физиономию, потом показал жестами, мол, залетело какое-то насекомое... Ну не знаю, при таком-то ветре и холоде... А вообще много чего не было в этот раз: Крис не ходил к Мартине на “Midnight Lady”, Джефф и Ина не разыгрывали свое представление на “Oh Carol”, Мартина не выбегала к Ине на “Lucille”... Это, собственно, никому из зрителей и не надо было, им нужен был только музон. И о погоде. Тучи к началу концерта нагнало страшные. Во время “предварительного” концерта я частенько поглядывала на небо и твердила про себя: господи, только бы Крису успеть выступить! Когда концерт Криса начался – тучи вообще почернели, нависли... И на втором куплете “Lucille”,за несколько минут до окончания концерта, хлынул дождь. Стеной. Было ощущение, что небо сдерживалось изо всех сил до последней минуты, а потом выплеснуло все и сразу. (Как же кстати был этот дождь! Потому что эту разгоряченную толпу просто необходимо было как-то охладить. Мне кажется, что только благодаря дождю все закончилось мирно и без эксцессов.) А ведь если бы не было той задержки в самом начале – дождь пошел бы после концерта. Сразу, но – после. (Конечно, это только совпадение...) Потом был салют. Я посмеялась в свое время над фразой из калининградской прессы: “Легенда мировой музыки Крис Норман выступит в Калининграде. В завершение будет салют.” А оно так и выглядело, будто салют был не в честь праздника, а именно в завершение его концерта. (Используют же некоторые музыканты пиротехнические эффекты в своих шоу.) И вот под этот салют нас и привели к палатке Криса. И спустя некоторое время – третье событие этого дня: личная встреча с человеком, ради которого и была затеяна эта поездка... Мало того, что я теряю дар речи при виде Криса, так я еще и сейчас не знаю, как об этой встрече рассказать... Нет, ничего особенного не было: встретились, сфотографировались, подписали диски, подарили подарки... Но это событие по шквалу эмоций, обрушившихся на меня, затмило не только впечатления от концерта, а даже и саундчек... Конечно, обидно, что я растерялась настолько, что даже не сказала ему спасибо за концерт (но вроде бы моя подруга поблагодарила), не пригласила еще к нам в Россию, да много чего можно (и нужно) было сказать еще! Крис очень внимательно и доброжелательно смотрел на нас, вероятно, ждал каких-то слов с нашей стороны, а мы... Два переводчика стояли рядом! Когда еще такое будет... Хоть про подарок вспомнила в последний момент – и то слава богу. Остается только надеяться на следующий раз... Промокшие и счастливые, побрели мы в неизвестность. В гостиницу с утра заселиться не удосужились, а сейчас уже и смысла вроде как нет, через несколько часов самолет... А дождь продолжает лить... И опять – чудесные люди калининградцы подробно рассказали, как вызвать такси, куда лучше поехать, нас пустили пересидеть эти три-четыре часа в кафе. Спасибо всем, кто помог нам в эту промозглую ночь! P.S. В Калининграде, правда, совершенно необыкновенные люди! Как могло получиться, что на концерте были такие... не хочется писать грубые слова, скажем так: были другие люди? Может, и вправду – дело в бесплатном концерте, а на халяву слетается кто ни попадя? Я уверена, что на концерте было много настоящих поклонников творчества Криса Нормана. Ведь люди пришли с цветами (которые, кстати, пришлось закидывать на сцену, по-другому было никак), и были в толпе интеллигентные лица. И мы знакомились с некоторыми поклонниками... Поверьте, мои гневные слова – не в ваш адрес! Я уверена, что вам также дорог Крис как человек, как артист, а не только как производитель забойного музона. Я желаю вам, чтобы Крис приехал в ваш город с концертом, на котором вы увидите все то, что не смогли увидеть 8 сентября. Но на самом деле и этот концерт был превосходным. Крис работает честно всегда. Для любого зрителя. |
|||||||
12.09.2012 | |||||||
© www.chris-norman.ru | |||||||