Послесловие к “Time Traveller Tour 2011” | ||||
Ниже хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями и мыслями об увиденном в германском туре Криса Нормана. Мне довелось побывать на 4-х концертах тура – посетить 3 концерта в самом начале и концерт в Кельне, уже ближе к концу тура. Для статистики, наверное, немного, но какое-то впечатление все же сложилось. Естественно никуда было не уйти от сравнений концертов и того, что их окружало с тем, что и как происходит у нас - сравнения почти всегда были не в нашу сторону :). В "низкопоклонстве перед Западом" прошу не обвинять :), кто был тут и там - поймет, что я не со зла :). Тур стартовал 27 октября концертом в городке Haslach. Собственно туда я и направился. И хотя путь мой был довольно извилист, с массой пересадок и смен транспорта, но добрался я до этого потаенного места Германии довольно быстро - буквально за полдня - благодаря некоторой предварительной подготовке. По Германии совсем несложно прокладывать практически любые маршруты, сидя за монитором в далекой России – все маршруты и расписания всевозможных местных поездов и «электричек», автобусов, не говоря о самолетах - всё есть в Интернете, всё работает согласно расписанию, минута в минуту. Думаю, что в обратном случае – человеку из Германии попробовать составить себе маршрут движения по какой-нибудь Тамбовской области (не в обиду им) – вот это было бы совсем нереально :). Хаслах – очень живописное место, маленький городок на юго-западе Германии (всего 7 тысяч жителей), расположившийся в долине среди лесистых гор Шварцвальда. Очень милое, идиллическое, просто пасторальное место. И вот в этом маленьком городке и должен был стартовать большой тур Криса Нормана по Германии. Объяснение выбору такого места для старта очень простое – здесь можно спокойно и за недорого поработать-порепетировать несколько дней перед туром, здесь всё близко, всё тихо и мирно, никакой суеты, красивая природа и целебный воздух. Да и в стартовом концерте, в случае каких-то еще «шероховатостей» или накладок, можно чувствовать себя на сцене более спокойно, чем в каком-то большом городе, где публика более искушена, а СМИ глазасты и языкасты. Кстати, прошлый тур 2009 года Крис также начинал с маленького городка Aurich. Поскольку я прибыл на место за день до концерта, то еще успел застать репетиции и генеральный прогон всей программы. Во время него мы с Джорджем были, пожалуй, единственными «благодарными зрителями» в зрительном зале, изображая порой бурную реакцию аудитории, а порой - не очень :). На “I Can’t Dance” Джордж, например, пытался изобразить шагательные движения из клипа Genesis на эту песню :). Одним из сюрпризов новой программы стал, безусловно, видеоряд на экране за спиной Криса. Хотя, лично для меня то это как-раз сюрпризом не было – с Крисом мы обсуждали это еще в июле. Все ролики мне понравились. В стартовом видео промелькнула фотография и моего производства, что тоже весьма порадовало :). В песне “Элис” на экране идет видео из 70-х, со Smokie. И здесь главной задачей для Криса было попасть в слова синхронно с самим собой на экране – «с Ним», как он это постоянно называл :). На чей-то ехидный вопрос – а кто же это – «Он»? Крис, улыбнувшись, ответил: «Ну он, тот парень на экране, который поет – это ведь уже не я….» :) Крис уже не ассоциировал себя с «Ним», что было забавно. Также во время репетиции этой песни было любопытно наблюдать, как он стоял на сцене и смотрел на себя, поющего на экране, молодого парня из 70-х – признаться, картина была немного сюрреалистичная, по крайней мере для меня было что-то нереальное в этом зрелище… :) На «I Can’t Dance» было очень стильное видео, сделанное Манрико. В ролике были использованы, в том числе, кадры с участием отца Криса в его бытность в квартете “The Four Jokers”. И сама песня была сыграна очень драйвово, очень роково, тяжело – гораздо тяжелее, чем на альбоме, где она не особо выделяется. Впрочем, у Криса ведь почти все «электрические» вещи вживую звучат тяжелее. Песня сразу стала одной из моих любимых вещей в сете. В ней не знаешь даже на что смотреть – на видео или на музыкантов. На «Morning Dew» также было потрясающее видео, и автор - опять же нынешний соло-гитарист группы. Помню, как еще в самолете на Мурманск в начале октября они с Крисом бурно обсуждали идеи этого клипа. Песня то антивоенная, и клип по идее своей тоже должен показывать все ужасы войны. Знаю даже, что некоторым зрителям это видео казалось чересчур негативным – понятно, люди не очень хотят думать о плохом, особенно на концерте. Это доходило до Криса, и он даже начал было сомневаться, стоит ли так «грузить» публику. Но, по-моему, клип получился классный, с ним зрители получают от этой великолепной песни, ставшей классикой рока, еще большие эмоции. Конечно, отдельно стоит сказать о техническом оснащении тура. Всё сценическое оборудование – свет, звук, всё до последней колонки и усилителя – всё возилось с собой. Для этих целей оно было арендовано и привезено аж из Англии. Специальный грузовик-фургон всё это перевозил – прямо как в старые добрые времена 60-70-х. После каждого концерта шустрая команда техников, подобно муравьям, разбирала всю сцену, грузила в фургон, который сразу же устремлялся в следующий город, на следующую площадку, и там на следующий день всё монтировалось вновь. Поэтому в туре было задействовано больше технического персонала, чем обычно, плюс им помогали люди на местах. Плюс было несколько водителей – на все транспортные средства (микроавтобусы Криса, группы, тур-автобус для техников, фургон). Плюс был свой кэтеринг, т.е. своя кухня, люди, которые обеспечивали питание всей этой большой команды, готовили и убирали. В общем, всё было сделано для того, чтобы максимально облегчить жизнь всей команды в туре, что, безусловно, имеет очень большое значение. Т.к. тур был большой по протяженности, каждый день напряженная работа, и люди должны были испытывать минимум неудобств и усталости. Световое и звуковое оборудование было великолепное, поэтому на концертах с этим, как правило, вопросов не возникало. Тем более, все залы, в которых мне довелось побывать – и новые и старые, обеспечивали хорошую акустику. Инструментов у Криса и музыкантов группы тоже было в достатке. Крис вновь призвал на дело свой испытанный в турах и очень любимый им, шестиструнный Maton, хоть он и был в несколько «забинтованном» виде. В «электрической» части концертов он чередовал свой черный Jaydee с уже также проверенным и знакомым нам Стратом. На "Элис" Крис брал в руки 12-тиструнный Takamine - шикарно красивый инструмент. У Стефани был 6-тиструнный Hofner и 12-струнный Maton опять же, у Манрико - 6-тиструнный Godin, Strat 1967(!) года и Les Paul 1957 (!!!) года выпуска – эта гитара стоит по нынешним временам сумасшедших денег, но и звучит конечно потрясающе. Вот такой был более чем серьезный музыкальный арсенал :). В общем, концерты были оформлены, что называется, богато. Вот что меня радует в Крисе – то, что, несмотря на немолодой уже возраст и опыт, человек умудряется каждый раз устраивать себе новые «вызовы». Не просто делает каждые год-полтора очередной чёс, как многие его коллеги, а почти каждый раз придумывает что-то новое – речь, понятно, о турах в Германии. То тур с новым составом, то акустический тур - да еще, опять же - с другими музыкантами, то теперь вот такие шоу – с видео-оформлением, экраном, обилием первоклассного оборудования, инструментов, и большим числом задействованного персонала. Жаль, конечно, что мы лишены здесь, в постсоветском пространстве, такого зрелища – но, тут уже можно попенять лишь на наши расстояния, плохие дороги, вечную неустроенность и разруху. * * *
Зал хаслахского Штадтхалле - не очень большой, мест на 800, но всё в очень хорошем состоянии, видно построен был не так давно. До концерта – увидев «масштабы» города – я опасался, что на концерт придет всего человек 50, так сказать, все его обитатели :). Но реальность опровергла эти опасения – зал был забит под завязку! Вообще поддержка аудитории на этом концерте меня весьма впечатлила – она все же отличается от того, что я видел у нас. Немецкие зрители очень дружно поддерживали артистов, причем с первых же минут. Если хлопали – то хлопали все, с первого до последнего ряда, а не так как у нас – через десятого, «ты пой, артист, а там посмотрим – похлопать тебе или нет». Если поднимали руки, махали – тогда, когда к этому призывали со сцены – то уж делали это 90% зрителей-то точно. А это, согласитесь, создает совсем другую обстановку и атмосферу в зале. Всё очень дружно делалось. Возможно, это дисциплина немецкая сказывалась, не знаю. Аудитория была в очень разном возрасте, по преимуществу все-таки далеко не в молодом, от 40 и выше – у нас, мне кажется, люди в среднем на концертах Криса помоложе. И еще мне непривычно было видеть на концерте довольно много людей в возрасте около 60-ти и за 60. Но возраст нисколько не сказывался на их поведении, т.к. вели они себя также как и молодые – танцевали, поддерживали, подпевали, хлопали и т.д. Кстати, среди зрителей было 5-6 инвалидов в колясках, расположившихся у боковых проходов – было тоже непривычно видеть их столько, и при этом никто не перекрывал им вид, забота о людях была видна невооруженным взглядом. Сразу стало понятно, почему Крису нравится здесь выступать – из зала исходит очень хорошая поддержка, видно как его здесь знают, любят, подпевают – т.к. знают слова песен (что я наблюдал неоднократно – порой даже странно было видеть сидящего где-нибудь на задних рядах седовласого дядечку, подпевающего себе под нос текст, например, Wild Angels – у нас многие ли его знают?..). Знают в том числе и песни с нового альбома, поскольку это все же каверы на известные номера, т.е. народ в Германии и их знает и подпевает, а опять же не так как у нас – тихо смотрит на сцену «как баран на новые ворота» - что, безусловно, тоже влияет на атмосферу концерта. Например, меня приятно поразило, как они пели “Sweet Caroline” – с самого первого концерта и далее было то же самое! И без того, эта вещь – одна из моих любимых на диске и на концерте, но с пением зала, да еще в финале концерта – это что-то! Особенно это их «о-о-о» - после первой и третьей строчек припева – а ведь их к этому никто не призывал и не учил со сцены - мол, пойте вот так! И, думаю, не особенно причем тут лучшее знание людьми английского, не так уж сильно в массе своей они его знают – так же, как и у нас, многих реплик и шуток Криса народ явно не понимал. Но песни знает лучше, это факт! Ну и, безусловно, люди в Германии на концертах чувствуют себя более свободно, раскованно – не фривольно, а по-хорошему свободно, не скрывая свои эмоции, не мешая при этом другим, но и получая удовольствие от проводимого времени. Нет этой нашей скованности и зажатости, которая особенно чувствуется в т.н. «провинции». Люди приходят на концерт, чтобы получить удовольствие, и они его получают. Следующий концерт состоялся опять же в небольшом городе Тутлинген. Площадкой был местный концертный зал – очень красивый и современный. Что меня, конечно, поразило в Германии – особенно после российских туров – то, что здесь даже в таких небольших городах есть такие великолепные залы – новые, светлые и функциональные, где всё грамотно продумано и спланировано. У нас же в областных(!) городах – вечные проблемы с нормальным местом для концерта – в итоге мы позоримся в «благоухающих» цирках, обшарпанных ДК и дворцах спорта. «Культура» у нас в страшном загоне, что и говорить… Концерт в Тутлингене был также отличный, хотя сначала поддержка зрителей была не такая бурная и горячая, как в Хаслахе. Прошло время, прежде чем зрители «разогрелись». Но потом уже всё было также здорово с их стороны. Первым большим городом тура суждено было стать Мюнхену. Надо сказать, что в настоящее время в этом городе проживают аж 3 человека из группы плюс тур-менеджер Джордж. Так что, в известном смысле это был «домашний матч». Хорошо это или плохо – у каждого видимо на это свои ответы, но понятно, что в этой связи на концерт пришло много друзей и знакомых, и родственников музыкантов. По моему собственному опыту, такой вот interchange с попаданием вдруг среди тура домой или в семейный круг несколько выбивает из ритма туровой жизни, из «боевого» настроя. В этом мы сошлись с Джорджем, у которого, кстати, мне посчастливилось побывать в гостях в вечер прибытия в Мюнхен. Впечатлений от этого визита была масса - они не успевали укладываться в голове, как этот легендарный человек вновь и вновь предлагал мне взглянуть на очередную реликвию из мира рок-н-ролла. Его квартира – это настоящий музей шоу-бизнеса! За свою карьеру Джордж успел поработать, мне кажется, со всеми звездами мировой музыки, и от каждого что-то осталось в его великолепной коллекции. Сам мюнхенский концерт должен был состояться в не менее легендарном месте – цирке Circus Krone. Это площадка с богатой историей. Там в 60-е выступали Beatles, Rolling Stones и Who, в 70-е - Kiss, Frank Zappa и AC/DC , и многие другие знаменитости. Так что выступить там для Криса было, я думаю, довольно почетно. С другой стороны, это был все же цирк, а мы знаем, что у нас Крису также доводилось выступать в цирках - и, как правило, это всегда было связано с какими-то техническими трудностями, поэтому мне было любопытно посмотреть, что же будет здесь. Да, скажу я вам, Circus Krone – это конечно тоже цирк, с манежем и со всеми делами. Но этот цирк и наши цирки – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»! В этом цирке ощущение, что ты в театре, а в наших – что ты, извините, в конюшне. Никакого запаха животных и близко нет. Всё чисто, блестит и сверкает – как в зале, так и внутри. Кроме того, в зале трибуны очень пологие, и это тоже придает сходство с театром или концертным залом. Бортики манежа убираются, на сам манеж выставляются кресла партера. Перед ними строится сцена приличного размера, сам цирк – большой, и для всего есть место. У нас, напомню, артисты обычно выступают прямо на манеже. Акустика в зале тоже была довольно приличной, несмотря на традиционную куполообразную крышу зала. Единственная вещь, которая смущала меня до концерта – это то, что я не обнаружил ни одной афиши этого мероприятия ни в городе, ни рядом с цирком, ни даже в самом цирке! «Э-э», - сказали мы с Петром Иванычем… (с) :) Но реальность развеяла все наши с «петром иванычем» сомнения – зал был полон, как и на предыдущих концертах тура. Концерт в целом был хороший, но я бы не отнес его к лучшим, увиденным мной в туре. Публика по поведению уже была больше похожа на московскую (чем больше город – тем понтовее публика?) – не так активна с самого начала концерта; уже и секьюрити работали – ходили и гасили видеосъемки, в отличие от своих провинциальных флегматично-равнодушных коллег. Крис уже тоже начал кромсать свой сет – не исполнив “Mexican Girl” (после концерта сказав, что элементарно пропустил) и “Amazing”. Ну, с моей точки зрения, не самые тяжелые потери :) – т.к. по опыту все равно какие-то вещи со временем по ходу тура «выкидываются», и хорошо, что дело обошлось только этими песнями. После концерта, в отличие от предыдущих провинциальных городов, здесь за воротами цирка Криса ждала уже приличная толпа поклонников, желающих получить свой кусочек памяти об артисте. И здесь, точно также как, например, в нашем Иваново, Крис планово остановил свой минивэн, как только он выехал за служебные ворота цирка, вышел и всем всё подписал и сфотографировался. * * *
Завершал мою туровую программу концерт в Кельне 21 ноября. Это уже было близко к окончанию тура, и ребята, конечно, выглядели уже подуставшими, оно и понятно - эмоции уже были не те, да и, как бы легче по сравнению с туровой жизнью в России им там не было, но физическая усталость и недосыпания все равно накапливаются. Но на сцене это всё пропадало, на то они и артисты, чтобы на сцене чудесным образом преображаться :). Кстати, Кельн был еще одним «родным» городом для части группы. Сюда уже пришли друзья и родственники Мартины и Манрико. Было приятно познакомиться со всеми, очень милые люди. Зал «Gurzenich», в котором проходил концерт, представлял из себя просто огромный зал – как иронично назвал его сам Крис в начале концерта – “school dance hall”. Без балконов и прочей архитектуры, просто зал с выставленными стульями, но огромный и с высоченными потолками, у нас я тоже подобных не помню. Видимо из-за этой «огромности» добиться идеального звучания в зале, на мой взгляд, не удалось – эхо словно размазывало сольные партии гитар и клавиш. Но аудитория этого и не замечала, зал просто бурлил и кипел! Запомнилось, как в самом начале концерта, после вступительного видеоролика, едва лишь Крис вышел на сцену и еще даже не начал петь – зрители устроили ему такую бурную продолжительную овацию (просто как дорогому Леониду Ильичу на XXV съезде КПСС :)), что, я думаю, ничего уже можно было и не петь совсем :). Я многое видел, но это было нечто – словно люди встретили своего родного, такого любимого человека! Это еще один штрих к тому, как Криса там любят. Концерт был как всегда отличный, но конечно особым событием был приход на концерт Пита Спенсера. Посчастливилось и мне пообщаться с ним в тот вечер, и практически полконцерта просмотреть рядом. Особенно «волнительный» момент был в начале концерта - в стартовом видеоролике была сцена из известного документального фильма о «Smokie» - та, где Крис и Пит (с бананом на голове) разыгрывают типично английскую шутку про телефонный разговор :). Я испытывал примерно те же ощущения, про которые упоминал выше – в эпизоде с Крисом и роликом на «Элис». Стоять рядом с одним из наших героев, когда он смотрит на себя на экране в те славные годы, и наверняка же переживает какие-то эмоции внутри (хотя и виду не подает), и наблюдать за ним вполглаза – это как раз и было очень волнительно :). Старые фаны меня поймут. Ощущение, словно сама история сошла с экрана, переплелась с твоей собственной памятью и стоит сейчас рядом с тобой… В зрительном зале Пит пробыл недолго, т.к. народ уже песне к четвертой повскакал с мест и прибежал к сцене, и сидя смотреть уже было невозможно. Да и народ начал его все же узнавать, а Пит - товарищ весьма скромный. Он ушел в бэкстейдж и смотрел всё оттуда, сбоку от сцены. Конечно, много наблюдал, как работает Дорино. Они вообще с первой минуты встречи были очень часто вместе, просто "друзья - не разлей вода" (хотя встретились впервые) – до и после концерта, и даже в паузах между выходами на бис, постоянно что-то обсуждали и не могли наговориться, мы уже над ними подшучивать стали даже потом :). Где-то в середине концерта Крис упомянул со сцены про Пита Спенсера, сказав, что тот сегодня находится здесь в зале. Народ восхищенно зааплодировал и, должно быть, начал щурясь озираться по сторонам :)). Но в конце концерта, после «Going Home», Крис таки заставил нашего скромника выйти на сцену – и тот был встречен не менее бурными овациями, чем сам Крис вначале. Буквально впорхнув на сцену, неожиданно для всех Пит попытался повторить трюк с барабанной палочкой, который мы все, надеюсь, помним по старому видео с варшавского концерта 1977 года. Этим он, я думаю, еще больше растрогал аудиторию и самого Криса… И без того ведь ком подкатывал к горлу при виде этих двух великих парней рядом… А они, по-моему, и сами чуть не расплакались на сцене. Все-таки Пит - это самый близкий друг Криса, и Крис его очень любит, они друг другу как братья. После концерта в разговоре с Питом я посожалел, что мы не можем его теперь видеть в России. На что он, улыбнувшись, ответил: «I’m 63 now…». Да, к сожалению, годы не остановишь и какие-то вещи уже, видимо, никогда не произойдут :(. Остается лишь пожелать всем нашим героям здоровья, чтобы они просто жили подольше и радовались жизни, и радовали нас хотя бы порой такими вот трогательными встречами! * * *
В заключение хотел бы, конечно, поблагодарить Криса и всю его большую команду в этом туре за то счастье, что они доставили фанам своими выступлениями! Тур получил хорошую прессу, ребята поработали на славу. Неважно, что это был тур по Германии, российским зрителям в последние годы тоже грех жаловаться на концерты, и благодаря Интернету многие могли смотреть фрагменты концертов, наслаждаться мастерством музыкантов и следить за ходом тура. Надеюсь, что многие номера новой программы еще прозвучат и на будущих концертах у нас. А лично от себя - спасибо огромное Крису, Джорджу и всем-всем-всем за гостеприимство, за заботу и внимание, это было очень приятно, почетно и трогательно! Как говорится: “ну, будете у нас на Колыме - милости просим!”(с) :)))) |
||||
© Stranger (Москва), 01.12.2011 | ||||
© www.chris-norman.ru | ||||