Отчеты о концертах Криса Нормана

Кишинев 03.03.2017

Chris Norman & Band

Кишинев, 03 марта 2017 года, Национальный дворец им. Николае Сулака

Концерт в рамках Международного музыкального фестиваля „Мэрцишор-2017”

 

Сет-лист:

  • Break Away
  • I'll Meet You At Midnight
  • Lay Back In The Arms Of Someone
  • Morning Dew
  • Waiting
  • Stumblin' In
  • Nobody's Fool
  • If You Think You Know How To Love Me
  • The Boxer
  • Gypsy Queen
  • Living Next Door To Alice
  • Fly Away
  • Midnight Lady
  • Hard To Find
  • The Growing Years
  • Needles And Pins
  • Don't Play Your Rock-n-roll To Me

  • Goin' Home
  • What Can I Do
  • Oh Carol

 

Продолжительность концерта ~ 1 ч 55 мин

 

 

 

 

Chris Norman Band:
Geoff Carline - гитара-соло, Michelle Plum - акустическая гитара, вокал, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные.

 

Отчет

 © Текст - Sova (Москва), фото - Sova & Allamina

 

Кишинев случился внезапно. Анонс концерта возник ниоткуда буквально за две недели до самого события. Конечно, и в мыслях не было никуда ехать, хотя, разумеется, по ценам на самолет-гостиницу-концерт пробежалась, выходило весьма заманчиво. Но ведь всего две недели! Вдруг не распродадут зал, просто не успеют, тогда и концерт отменят, да и билеты в интернете какие-то неинтересные предлагаются, пятый ряд, боковушки… Мысль о поездке была отодвинута на задний план, но потихоньку зудела. Затем появилась информация о том, что концерт проходит в рамках Международного музыкального фестиваля «Мэрцишор», значит, ни о какой отмене речи не будет, уже хорошо. Да и зал наверняка будет полный, раз фестиваль… и виза не нужна… и вообще, такие вот неожиданные концерты как правило оставляют самые яркие воспоминания… В общем, билеты на самолет мы с Allamin’ой взяли буквально за день до вылета, а билеты на концерт вообще решили купить прямо на месте – этакая легкая нотка авантюризма, давненько я уже вот так - на удачу, не подготовившись  - не ездила на концерты Криса…

А в Кишиневе тепло! Весна и солнце, ощущение зеленого города, хотя листья еще не распустились. И молдавский праздник весны, все дарят друг другу мэрцишоры – маленькие красно-белые сувениры на красно-белых переплетениях. Их крепят к одежде, носят весь март, потом вешают на дерево и загадывают желание. Праздник Мэрцишор (Мартовичок) отмечается в Молдавии испокон веков, а музыкальный «Мэрцишор» проводился в 51 раз. Крис был одним из главных гостей, по крайней мере, концертная программа фестиваля в местной газете сопровождалась единственной фотографией - портретом Криса. И огромная афиша около Национального дворца им. Николае Сулака, где был концерт. И на самом здании – афиша. И у входа в кассы – афиша. И в помещении касс  три (!) афиши, одна большая и две поменьше, а в закутке кассира, за его спиной - четвертая… И в парке…  В общем, атмосфера была создана сразу нужная. Билеты купили без проблем, свободных мест было не очень много, но все же были, первый ряд вообще был свободен весь, еще и поковырялись, выбирая места… И билетики с фотографией – небывалая редкость для меня… Фотография, правда, оказалась перевернутая, но сам факт!

 

 

Allamina у нас известная поклонница Джеффа, об этом даже сам Крис знает. На этот раз она раздобыла виниловую пластинку из далекого прошлого – сольный альбом молодого Джеффа. Естественно, на нее надо было получить автограф. С этой целью мы и направились к служебному входу. Музыканты прибывали почему-то не группой, а по очереди. Сначала приехали Мартина и Дорино. Машина развернулась, уехала, через какое-то время вернулась с Акселем, снова уехала – теперь уже мы ждали Криса и Джеффа, так как время доходило к пяти часам. Вдруг мимо нас (мы даже отступили) прошла невысокая худенькая девушка с распущенными длинными волосами. И тут я сообразила: да это же Мишель! А сообразила вслух, она обернулась, улыбнулась, вернулась к нам. Альбом Джеффа вызвал столько удивления и восторга – очевидно, что о его прошлой карьере она не знала. Договорились, что Мишель попросит Джеффа выйти после концерта сюда, на служебный вход, чтобы подписать пластинку.

Через некоторое время приехали Крис с Джеффом. Крис, выйдя из машины, буквально взлетел по ступенькам на крыльцо служебного входа и уже взялся было за ручку двери, но тут его окликнули. За несколько минут до его приезда подошли две совсем молоденькие девчушки, вот они-то его и позвали. Крис отодвинул невесть откуда взявшуюся охрану и подошел к ним, о чем-то поговорили и стали фотографироваться. Отчаявшись дозваться Allamin’у, которая была плотно занята Джеффом, я подошла к этим девочкам с просьбой сфотографировать Криса и со мной тоже. А он так улыбнулся… было полное ощущение, что узнал. Постояли мы с ним, попозировали в объектив – и он убежал. Вот только фотографии на телефоне потом не оказалось. То ли техника не сработала, то ли девочка не туда нажала. У них самих тоже ерунда полная, какое-то затемнение, пальцы, центр фото сдвинут – в общем, традиционная история. Ладно, проживу без этой фотографии, улыбка-то была, ее по-любому не забыть…

Про встречу с Джеффом знаю только со слов  Allamin’ы. Подошел, пожал руку, узнал или нет – неизвестно, был несколько смущен, но пластинке явно обрадовался. Сказал, что там неправильно написано имя – Jeff  вместо Geoff. Allamina возразила, что для нее - правильно, потому что она большой фанат Джеффов – Джеффа Линна, Джеффа Бэка и Джеффа Карлайна, чем смутила его еще больше. Потом он сказал, что тут (на фото) у него много волос, а сейчас нет, - и сокрушенно махнул рукой. Allamina говорила, что пластинка классная, бриллиант, что любит такую музыку, потом еще что-то, но не уверена, что Джефф все понял, попросила написать что-нибудь для нее, Джефф исполнил просьбу и подписался – Jeff, как на пластинке.

В реальности такие встречи происходят очень быстро, минута-две, вряд ли три, рассказ занимает гораздо больше времени. Пока мы делились друг с другом эмоциями от общения с кумирами, на крыльцо вышли Мишель, Мартина и Аксель. Подошли к ним сказать, что Джефф уже все подписал – и опять восторг и удивление. Уж они рассматривали-рассматривали эту пластинку, изучили все содержание и выходные данные :), расспрашивали про Фрэнка Карлайна, который на пластинке заявлен как менеджер, про ребят, с которыми Джефф выступал…  Да, похоже, что в рамках группы Джефф стал героем того дня :).

 

 

 

Концерта я еле дождалась. Вдруг охватило такое нетерпение, что не успокоилась, пока мы не заняли свои места в зале. Красивая сцена в лучах прожекторов, инструменты на месте, зрителей много – все нормально, сейчас начнется… И началось! Криса в таком настроении я видела нечасто. Добродушно-спокойный, веселый, открытый, светлый. Как сказала одна поклонница, делясь впечатлениями после концерта – «по-человечески хороший». Формулировка забавная, но точная. Шутки, танцы, разговоры со зрителями, неожиданные распевки…

Нового репертуара, конечно, не ждала, в те страны, в которых Крис бывает исключительно редко, спокойно можно возить обкатанный сборник хитов. Поэтому «Waiting» после нескольких первых вполне ожидаемых песен («Break Awey», «I’ll Meet You At Midnight», «Lay Back In The Arms Of Someone», «Morning Dew») оказалась неожиданным сюрпризом. Клип на нее появился еще до выхода диска «Crossover», он (клип) мне очень не понравился, и песня тоже автоматом  перекочевала в раздел «не нравится». А вот когда вышел диск, я вдруг обратила на нее внимание, не сразу даже поняв, что это та самая, из клипа – сама-то песня какая хорошая, когда перед глазами нет отвлекающего видеоряда! И слушала ее с тех пор всегда с удовольствием, и рада, что довелось услышать вживую. Она как-то очень соответствовала настроению концерта в целом… Правда, возникло опасение: а вдруг Крис только одну песню с последнего альбома исполнит, тогда ведь «Fly Away» не будет! Но, слава богу, опасения не оправдались, прекрасная, волнующая, эмоциональная «Fly Away» в свое время тоже прозвучала. А ближе к концу (мы уже стояли у сцены) Крис преподнес еще один подарок - «Hard To Find». Она как-то не особо зацепила меня на диске, ну песенка и песенка. Тем неожиданнее был эффект от живого исполнения – на концерте, оказывается, она совершенно  бесподобна, заводная, но не навязчивая, идеально вписывается в программу по ритму, по звучанию, по настроению и даже по месту в сет-листе. И на диске теперь по-другому слушается. Вот таким образом и мне хоть немного перепало от  программы «Crossover»-тура, на который в свое время попасть не довелось.

 

 

Представляя Мишель перед «Stumblin’In», Крис сказал, что он - ее папа, такое неожиданное отцовство сильно рассмешило саму Мишель. Кстати, она добавила немного сопровождающего вокала в самом конце песни, небольшой такой штрих – этого не было в оригинале, и, кажется, я ни разу не слышала такого варианта – получилось удачно, на мой взгляд.

Соло в «Nobody’s Fool» становится все длинней. И, по всей видимости, интересней, потому что на концерте показалось, будто оно сократилось по сравнению с осенними российскими вариантами, и каково же было мое удивление, когда увидела продолжительность видеоролика с этой песней – 11.40! Время пролетает совершенно незаметно, так как безумно интересно наблюдать за Крисом и Джеффом во время этого спектакля, их явное удовольствие от процесса автоматически передается зрителям. В тот момент, когда Джефф перестает играть, опускает гитару, а Крис просто отбивает ладонями ритм на корпусе своей гитары,  даже не возникает ощущения прерывания мелодии… И да простит меня Джефф (он тоже классный!) – но когда он на переднем плане, все равно смотрю на Криса - как он танцует в глубине сцены, как смешит Дорино и Мартину, как играет на гитаре, полностью погружаясь в музыку… Ведь одно дело, когда они с Джеффом стоят лицом к лицу (а какие при этом лица у обоих! :) ) – и совсем другое, когда они играют, не видя друг друга… Ну и красоты мелодии собственно песни тоже пока никто не отменял, я как запала на нее несколько лет назад, так по-прежнему наслаждаюсь каждой ноткой…

С залом Крис общался много и охотно на протяжении всего концерта, периодически вставляя как молдавские, так и русские слова. По очереди поприветствовал партер, балкон, левую ложу, повернулся к правой ложе – а она абсолютно пустая! Тогда он на ходу придумал, что там – королева, и отвесил низкий почтительный поклон. Не думал, говорит, что она придет, но она здесь. И потом еще пару раз по ходу концерта не менее почтительно кланялся в ту сторону. Обаятельно улыбаясь, практически послал требовавших «What Can I  Do», правда, потом добавил, что, возможно, споет ее позже. Один раз у Криса вовремя не забрали подаренные цветы, это вылилось в небольшое представление: сначала он предложил букет Мишель, после ее отказа подарил его Джеффу, Джефф отнес цветы Мартине – и только потом их забрал менеджер. Перед «Waiting» посетовал, что не настроена гитара и попросил у Джеффа тюнер, обыграв этот факт. Вообще с гитарами были какие-то проблемы (и Майка в этот раз почему-то не было), но для публики это оборачивалось неожиданными сюрпризами – во время настройки Крис частенько перебрасывался фразами со зрителями, правда, однажды смешно передразнил выкрики из зала и объяснил, что не понимает. А перед  «The Growing Years» он на какое-то время остался совсем без гитары, вышел на край сцены, принял цветы, поручкался со всеми, потанцевал, а потом, уже проверяя инструмент, еще и напел что-то – к сожалению, я не могу идентифицировать те вещи, которые он напевает бонусным, так сказать, порядком, сверх программы. Определила только «Amen» перед «Fly Away», а что он спел после «Gypsy Queen» - увы, не знаю… Да, еще одну вещь узнала - во время распевок на «Don’t Play Your Rock’n’Roll To Me» опять прозвучала та самая «Паумм…», которую я впервые услышала в Эстонии.

 

Для акустической части концерта были вынесены совершенно роскошные стулья, настоящие кресла. «Даже лучше, чем диван в моей комнате», - сообщил довольный Крис. Набор песен в этой части концерта тоже был традиционным. После «If You Think You Know How To Love Me» прозвучала прелестная «The Boxer» - есть ощущение, что Крис ее очень любит и сам получает огромное удовольствие во время исполнения. Лично мне очень нравится момент возвращения Криса к микрофону. Когда Крис выходит к публике, «ла-ла» продолжает звучать, поют музыканты, ну и зрители, естественно. А вот когда он возвращается на место и подхватывает мелодию, вдруг (каждый раз – вдруг) становится ясно, что какое-то время его голоса не было слышно. Пройдя неоднократно через такое «вдруг», теперь каждый раз с замиранием жду этого момента: вот Крис на краю сцены, танцует, кланяется воображаемой королеве, приглашает ее тоже петь вместе со всеми, дирижирует залом, возвращается к микрофону – и песня сразу наполняется совершенно особым звучанием…

 

А потом вдруг началась Элис. Не успели мы прийти в себя от изумления – как так, всего три песни в акустическом сете, а где же «Gypsy Queen»? – как Крис сам себя прервал и объявил: «Gypsy». В таких ситуациях всегда восхищает профессионализм музыкантов. Ведь все готовились исполнять именно «Gypsy Queen», и вот так моментально отреагировать, без малейшего сбоя перестроиться и начать совсем другую песню! Никакой заминки абсолютно, если бы Крис не остановился, «Living Next Door To Alise» прозвучала бы до конца, и выглядело бы это вполне естественно, даже мы решили бы, что он просто почему-то убрал «Gypsy Queen» из программы. Ну разве что Дорино мог бы навести на мысль, что что-то пошло не так – он уже приготовился, поднял барабанные палочки, и услышав Элис, так и застыл с ними, с поднятыми, удивленно глядя на Криса. Но на звучание песни это совершенно не повлияло :).

Зрителей к сцене на этот раз Крис пригласил не по окончании «Midnight Lady», как обычно, а когда песня еще звучала, во время того проигрыша, на котором раньше он ходил к Мартине. Я первая встала к сцене – и первая удостоилась полноценного, крепкого рукопожатия (просто хвастаюсь :)). Прозвучали «Hard To Find», «The Growing Years», «Needles & Pins»… вот уже и «Don’t Play Your Rock’n’Roll To Me» - распевки, представление команды, поклон «королеве», «фантастик публика»… Все! И как хорошо, что будет еще энкор! Главное, чтобы зрители хлопать не перестали! Они и не перестали, и был энкор, еще три потрясающе, на одном дыхании исполненных песни – вернувшаяся в программу «Going Home», обещанная ранее «What Can I Do» и традиционная «Oh Carol”, потом артисты ушли со сцены. Просто ушли! Без поклона, значит, будет второй энкор! Главное, чтобы зрители хлопать не перестали! Они и не перестали… но вдруг слышу, как рядом стоящий охранник говорит в микрофон: «Уже в гримерке?» Еще мелькнула слабая надежда, что это не про Криса, но в зале зажегся свет, на сцену вышли техники…

На моей памяти только один раз концерт закончился без общего поклона группы – это было ровно пять лет назад, день в день, 3 марта 2012 года в Кирове. Тогда причиной послужило поведение зрителей, ринувшихся к выходу сразу после окончания основной части концерта. Но на этот раз все было нормально. Звезды, что ли, как-то не так становятся в этот день…

 

 

Принимали Криса, действительно, очень хорошо. Хотя – не помню случая, чтоб его принимали плохо. Народу на концерте было много. Зал, двухтысячный, по-моему, практически весь был заполнен, свободные места встречались, но не бросались в глаза. Пустым оставался только первый ряд и боковушки нескольких ближних к сцене рядов. Мы были уверены, что когда начнется концерт, все пересядут вперед – но нет! Только охранник сел рядом с нами, когда начался концерт. Странно, сцена была не очень высокая, нормальная, видно и слышно все было прекрасно – почему никто не воспользовался возможностью сесть поближе? Правда, спустя какое-то время один паренек все же решился. И почему-то стал спрашивать у меня разрешения сесть рядом, чтобы поснимать концерт. Махнула на него рукой, но он не отстает. На сцене Крис, в этот момент как раз звучит неожиданная «Waiting», я всеми мыслями там – а он нудит и нудит: ну пожалуйста, ну разрешите… Таки вывел меня, повернулась к нему, рявкнула, чтоб уже сел и замолчал, мест, что ли, не хватает! Сел, но все время пытался приставать с какими-то вопросами, потом понял, что со мной каши не сваришь, пересел к Allamin’е и доставал уже ее. А отсняв Элис, расслабился и стал упаковывать свою «технику» (телефон) в сумку. И вот шуршит там, ковыряется – а на сцене в это время долгожданная «Fly Away»…  В общем, чтоб жизнь медом не казалась… Вспоминая вечером этот эпизод, я все удивлялась – какого черта он у меня-то разрешения спрашивал? А потом вдруг взглянула на ситуацию его глазами: абсолютно свободный первый ряд, такие мы двое посерединке – и охранник с нами. Что можно подумать в такой ситуации? Естественно, две випши с личной охраной, для которых первый ряд и освободили… Прикольно. А мы ведь даже не знаем, почему этот ряд свободным был…

Посмотрев после концерта сет-лист, убедились – да, второй энкор планировался, но по какой-то причине не случился. Что ж, бывает. Концерт и так был на редкость продолжительным – самым длинным за последние годы (естественно, я имею в виду только те концерты, на которых сама была). И одним из самых прекрасных по настроению, по атмосфере. Остается лишь надеяться, что такое неожиданное расставание подразумевает скорую встречу…

 

P.S. Небольшое уточнение по поводу упомянутых в отчете песен. Я говорила только о своем личном восприятии, ничуть не претендуя на объективность. Более того, знаю людей, которые совершенно иначе смотрят на эти (и другие) песни Криса – и считаю, что они абсолютно правы со своей точки зрения. У каждого свой Норман, как глубокомысленно заметил муж одной из поклонниц, возвращаясь из алкомаркета с одноименным названием :).

 

 

17.03.2017

 © www.chris-norman.ru

 


Отчеты до 2013 года можно посмотреть здесь >>>