Отчеты о концертах Криса Нормана

Екатеринбург – Москва, 22-24.09.2016

Chris Norman & Band

Екатеринбург, 22 сентября 2016 года

Москва, 24 сентября 2016 года

 

Сет-лист:

  • Break Away
  • I'll Meet You At Midnight
  • Lay Back In The Arms Of Someone
  • Morning Dew
  • Stumblin' In
  • Nobody's Fool
  • If You Think You Know How To Love Me
  • The Boxer
  • Mexican Girl
  • Gypsy Queen
  • Living Next Door To Alice
  • Fly Away
  • Midnight Lady
  • The Growing Years
  • Needles And Pins
  • Don't Play Your Rock-n-roll To Me

  • What Can I Do
  • Oh Carol
  • Whisky And Water

 

Продолжительность концертов ~ 1 ч 45 мин

 

 

Chris Norman Band:
Geoff Carline - гитара-соло, Michelle Plum - акустическая гитара, вокал, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные.

 

Отчет

 © Sova (Москва)

 

Ну, вот все и позади – два праздника, две сказки, два чуда… какими еще словами можно описать то, что было на этих концертах? Крис опять удивил и восхитил, в который уж раз – а все равно, как в первый. Как же долго он к нам не приезжал! И так быстро уехал, и неизвестно, когда будет следующая встреча…  Ладно, эмоции в сторону, начнем по порядку.

Последний тур Криса по России состоялся три года назад. После этого неожиданно мелькнул половинчатый концерт в Магнитогорске – и все. Иногда ходили какие-то слухи о потенциальных турах, но в реале ничего не было, Крис к нам не собирался в принципе, пришлось даже съездить в Эстонию, чтоб увидеть его, как вдруг год назад в интернете появилась крокусовская афиша. Все время завидовала немцам в том плане, что они могут покупать билеты на концерты Криса задолго до события, и когда цивилизация докатилась и до нас – даже не поверила: концерт через год, билеты – сейчас. Билет тут же купила, а не верилось долго, боялась, что это какая-то афера, но нет, афиша из интернета не исчезала, анонс был и на официальном сайте Криса, постепенно успокоилась и просто стала ждать. Потом и Екатеринбург нарисовался. Ну уж туда-то я поехала бы в любом случае, как и сказала сразу после сибирского тура, закончившегося концертом в том же Екатеринбурге. Поэтому сомнений у меня не возникло, был куплен второй билет, и вот так с двумя билетами в кармане – полгода ожидания: приедет – не приедет, состоится – не состоится…

Приехал. И все состоялось. Четыре ночи в поезде, пятая – посиделки с друзьями-фанами до утра, и между ними два чудесных концерта, и лавина эмоций, которая не дает сосредоточиться, чтобы внятно рассказать, какими же они были, эти концерты…

Екатеринбург. Встреча со старыми друзьями и с новыми, знакомыми только по интернету, которые приехали специально на концерт из Казахстана, из Америки, затем ставшие уже традиционными посиделки в кафе при «Космосе»... Как-то не получилось встретить артистов – группа приехала в то время, когда мы как раз были в кафе, а Криса мы увидели издалека, и всего на полсекундочки – ближе не подпускала рьяная охрана (ничего не изменилось за три года), а подвезли его к самым дверям служебного входа.

На концерт  я шла как в первый раз, то есть абсолютно не зная, что там услышу. Конечно, российский зритель Крисом был избалован. Мы привыкли первыми встречать его песни с новых альбомов – перед каждым большим туром по Германии обкатку их Крис проводил именно в России. С «Crossover’ом» так не получилось – обкатка альбома прошла в свое время в Болгарии, немецкий тур был давно позади, поэтому возникали сомнения насчет того, что концерт, заявленный как продолжение  «Crossover»-тура, именно таковым и окажется. Мелькала безумная надежда – а вдруг Крис соберет все те новые старые песни, которые пел на летних опенэйрах – и все их (все!) подарит нам на этих концертах… Когда первой зазвучала «Break Away», сердце радостно встрепенулось – вот, вот оно! Потом «I’ll Meet You At Midnight», «Lay Back In The Arms Of Someone», «Stumblin ’In»… ну, вроде бы все нормально, эти вещи по-любому должны прозвучать на каждом концерте… но почему же в ряд стандартных хитов не вплетаются никакие новые, никакие новые старые? Окончательно поняла, что ничего такого не будет, когда прозвучали «The Boxer» и «Mexican Girl» - Крис вернул старую, проверенную программу и не собирается нас радовать ничем новеньким, ни «Crossover’а», ни «Mistral Moonlight», ни «Miss You» - не будет ничего… На этом фоне дорогим подарком оказалась «Fly Away». Конечно, хотелось бы и других (в идеале – всех) песен с нового альбома, но если бы сказали: ты можешь услышать только одну из них, какую? – не думая, сразу назвала бы именно эту.

Могу только предположить, как там у Криса было раньше, но что касается последних трех альбомов – на каждом из них есть песня, которую, при всей прелести и красоте студийной записи, обязательно надо слушать вживую. Обязательно! На «Time Traveller» это была «Chasing Cars», на «There and Back» - «Wish You Well», а на «Crossover’e» - безусловно, «Fly Away». Бог ты мой, как Крис ее поет! Он полностью растворяется в этой песне, умудряясь сочетать несочетаемое – мощную экспрессию и необыкновенный лиризм, а голос, голос! Столько тоски и отчаяния, столько света и надежды, и такая чистота... и все это лавиной обрушивается на тебя со сцены, и уже сама улетаешь вместе с Крисом в какую-то заоблачную высь. Нет, это невозможно рассказать, это нужно пережить… Какое счастье, что Крис все-таки привез эту песню в Россию! Хотя бы ее…

И потом мне уже стало все равно, что именно Крис поет, тем более, что атмосфера концерта полностью компенсировала некоторое разочарование от сет-листа. Пожалуй, такого бесшабашного веселья на сцене я раньше не видела, в некоторые моменты вообще возникало ощущение саундчека.  Понятно, что технические и прочие неувязки – лишний стресс для артистов, и лучше бы все шло ровно по накатанной, иначе приходится как-то все обыгрывать на ходу, но зрители эгоистичны – именно эти неувязки и обыгрывания придают такое очарование концерту! Например, после объявления «Gypsy Queen» зазвучала вдруг вполне такая себе «Mexican Girl». Как-то не так начали «Living Next Door To Alice» - пришлось остановить песню и начать сначала (не зря они каждый саундчек это начало пробуют, хотя, казалось бы – ну уж «Элис»-то…). Крис забыл представить свою команду во время «Don't Play Your Rock 'N' Roll to Me» и сделал это уже на энкоре. А вот эффектно слетевший у Криса с гитары ремень на последнем рывке-аккорде «What Can I Do» даже и накладкой-то не назовешь, такой трюк вообще надо бы в практику ввести, потому что впечатление от песни усиливается в разы. Еще раз ремень слетал на «Whisky & Water», Крис, не останавливая игры, чуть присел, повернув гитару к подбежавшему Майку, и Майк прямо во время этого проигрыша прикрепил ремень на место. Крис, возможно матерясь в душе, все это время лучезарно улыбался зрителям. Но вообще-то непохоже было, чтоб он матерился…

Настроение у Криса было великолепное, что он творил на сцене! Какие были танцы! Сколько было шуток! При любой мало-мальской возможности он выходил на самый краешек сцены и дразнил публику своей близостью и недоступностью. Было пожато бессчетное множество рук (я тоже урвала свой кусочек счастья), подарен миллион улыбок (и мне перепало)…

Феерил Джефф. Я, как всегда, уставившись на Криса, мало что замечала вокруг, но иногда и Джефф  попадал в поле моего зрения – такого Джеффа даже не припомню. Конечно, все его жесты и выходки не опишешь, это надо было видеть именно в контексте данного концерта. Сам Крис частенько смеялся, глядя на него. Один из эпизодов запомнился, наверное, всем - когда Крис представлял свою команду, а в конце представил и себя, я, мол, Крис Норман. Джефф и Дорино решили оформить это дело музыкальным сопровождением, но что-то пошло не так, грянули не к месту, не вовремя и вразнобой – было очень смешно. Крис не ожидал, тоже расхохотался, факнул – я ж говорю, чистый саундчек! Кстати, соло на «Nobody’sFool» Джефф с Крисом задвинули аж на семь минут с копейками (в оригинале оно длится минуты три с половиной, если я не ошибаюсь), казалось, что они играют не для публики, а просто для себя, импровизируя на ходу, понимая друг друга с полуноты и даже интуитивно предвосхищая это понимание – наблюдать за ними было сплошным удовольствием.

Впечатлил энкор - «What Can I Do» ,«Oh Carol» и «Whisky & Water»: лаконично, сильно, емко и мощно.

 Зрители принимали горячо, было очень много цветов и подарков. А после концерта Криса ждала толпа. Самая настоящая, столько народу на служебном входе я тоже не видела никогда. Машина для Криса была подогнана к самому подъезду, мы были уверены, что он просто помашет нам всем рукой и сразу уедет, однако перед отъездом он еще раздал кучу автографов. Фотографироваться ни с кем не стал, впрочем, в той ситуации это было нереально. После этого все разъехались, Крис в гостиницу, а мы – на вокзал.

Дорога до Москвы пролетела незаметно - видео, фотографии, но главное – воспоминания о том, какой был Крис! Ну правда, он таким на концертах бывает не всегда. Перед этим воспоминанием даже меркло огорчение от того, что не удалось встретиться с Крисом во внеконцертной обстановке. Но концерт-то все равно был необыкновенный, несмотря на вполне обыкновенный сет-лист… И было ясно, что в Москве такой вольницы на сцене не будет, а уж с Крисом-то встретиться тем более не удастся...

 

Москва. По дороге от метро к моему дому есть афишный стенд, где свои афиши размещает, в основном, Крокус-Сити Холл. И вот, имея в кармане билет почти за год до концерта, я, регулярно проходя мимо и глядя на анонсы разных концертов, все время предвкушала: скоро! на всех афишах Москвы! Так получилось, что в течении двух месяцев непосредственно перед поездкой меня не было в городе. Вернувшись за два дня до отъезда в Екатеринбург, очень удивилась – афиш Криса на крокусовских стендах не было. Не было их и на стенде возле моего дома – а ведь в прошлый раз, в 2011 году, о концерте я узнала именно оттуда. Члены моей семьи отследили наличие афиш по траекториям своих передвижений – афиш не было нигде. Не было и флаеров – я-то уж собралась съездить набрать для себя и для друзей, хорошо – решила сначала позвонить, уточнить. А в день концерта мы испытали шок, увидев, что афиши нет даже в самом Крокусе! Там есть афиши тех, кто будет выступать завтра-послезавтра и т.д., а под словом «сегодня» - просто пустой черный прямоугольник с какой-то дежурной надписью – Крокус любит музыку. И все. О том, что концерт все-таки состоится, извещала единственная строчка на электронном табло расписания концертного зала. «Так решил организатор», - сказали нам в кассе. Да, «нашему герою реклама не нужна» (с), но как, скажите, обычному зрителю узнать о предстоящем концерте? Интернет в помощь? Во-первых, наше поколение все-таки не поголовно умеет пользоваться интернетом. Во-вторых, даже если кто и умеет, не факт, что он наткнется именно на это объявление. Ладно, я и аналогично сдвинутые, нам-то эта информация по-любому придет, но основная масса людей не проводит свободное время в поисках малейшей строчки про Криса, реклама спокойно пройдет мимо, не попавшись на глаза. Разговаривала недавно с одной девушкой (молодое поколение, в интернете ориентируются лучше, чем в реальной жизни) – она и знать не знала про концерт в Москве, а знала бы – пошла бы, так как Крис ей нравится. Не фанат, но на концерт пошла бы. И вот таких людей организаторы просто кинули. Получается – кинули и Криса, каково артисту выходить к полупустому залу? Да, балкон был забит, несмотря ни на что, но партер…

К Крокусу мы подъехали пораньше, намереваясь посидеть в какой-нибудь кафешке неподалеку, подождать остальных – в Москву собирались очень многие. Зачем мы пошли к служебному входу – непонятно, возможно, просто узнать – где можно будет подождать Криса после концерта. Ну и зацепились там. Выходит (естественно!) охранник: вы зачем здесь? Мы – вот, мол, мы на концерт пришли, артистов хотим встретить. Он: а, ну вы не эти повернутые малолетки! Мы: нет, нет, мы вполне пожилые женщины с детьми (один ребенок у нас реально присутствовал). Он: ну ладно, стойте. И ушел!  Какая же меня охватила гордость за столицу нашей Родины! Что, московская охрана хуже выполняет свои обязанности, чем провинциальная? Нет, просто к работе можно подходить с тупым рвением, а можно с умом, не применяя силу и власть там, где в этом нет необходимости. И сердце сжалось: поперло! И мысленно сразу палец к губам: не спугнуть… И все получилось. Встретили мы группу, встретили мы Криса, и сфотографировались, и автографы взяли, и подарок, приехавший из Белоруссии, был подарен. И на концерт пошли уже абсолютно счастливые. И концерт удался.

Концерт, конечно, получился совсем другой, двух одинаковых концертов у Криса не бывает, однако, вопреки нашим опасениям, не проходной, не дежурный, очень близкий к екатеринбургскому по настроению. Поначалу, конечно, Крис был несколько обескуражен видом полупустого зала, но те, кто пришел на концерт, так горячо его встретили, столько опять было цветов на протяжении всего концерта –люди реально по нему соскучились! И очень скоро глаза у Криса потеплели,  он дарил поцелуи за цветы и подарки; кому-то наскоро расписался; уколовшись о шипы необернутого (!) букета роз, он, тем не менее, изобразив нехватку рук для принятия следующего букета, взял этот букет в зубы; обыграл подаренную ему подушку-кота, сначала попытавшись усесться на нее, потом в шутку заругавшись на менеджера, унесшего подарок; ходил спасал своих поклонников от охраны, помогая им пробраться поближе к сцене… Еще было очень смешно, когда Крис, посчитав руки, поднятые в ответ на вопрос о знании английского, сам себе, как бы просто констатируя факт, сказал: двадцать (в Крокусе шесть тысяч мест, на минуточку, даже если они и не все были заняты).  Был момент (после «Midnight Lady»), который все видели – он подошел к правому краю, уселся на колени и какое-то время так сидел, играя на гитаре и кому-то подмигивая и показывая язык. Подоплеку знают только те зрители, которые находились в непосредственной близости от места действия. С разрешения свидетеля данной сценки привожу рассказ об этом эпизоде. Allamina пишет: «Рядом со мной сидела парочка. Девушка хлопала, танцевала на стуле, т.е. пришла на концерт слушать. А её спутник, старше её лет на 20, плевать хотел на этого Криса и требовал от неё внимания... И вот, развернувшись к сцене почти спиной, он там давай её лобызать, закрыв ей обзор. А Крис такой сидит, ему нравится))) я мужика осторожно в спину пихнула, а то бы там полчаса сидел бы». На «Nobody’s Fool» мы увидели очередное представление (каждый раз разное), а мне всегда так хочется посмотреть спектакль, который Крис разыгрывает для своих музыкантов – в это время все внимание публики на Джеффа, а Крис стоит в глубине сцены, спиной к зрителям, и о том, что там происходит, можно лишь догадываться по движению его рук, по наклону головы, а главное – по выражению лиц  Дорино и Мартины, ох, там, наверное, интересно!.. Джефф уже так не отрывался, как в Екатеринбурге, но веселья к атмосфере концерта все равно добавлял изрядно: пару раз  продемонстрировал оголенный живот, сходил к Мартине и попел немного в ее микрофон, неожиданно для самой Мартины… Технические и организационные неполадки, если и были, то в глаза не бросались, разве что разок не вовремя вступила Мишель на «Stumblin ’In» - не успела вернуться к своему микрофону (может, не все бы и заметили, если бы Крис не отреагировал на это). И перед акустическим сетом ему пришлось долго настраивать гитару, зато мы услышали подпевание звучащим струнам на китайский манер с соответствующим комментарием.  

А еще понравился звук. Порою голос Криса забивается звуком гитар – скорей всего, это недостаток именно ближних к сцене рядов, а обычно ведь стараешься взять билет поближе - в Крокусе он был великолепно слышен. Какой же бесподобный у него голос! Может, скажу сейчас кощунственную вещь, но мне больше нравится, как поет зрелый Крис, нежели Крис молодой – голос своего очарования не утратил, а мастерство возросло в разы. Впрочем, молодого Криса я вживую не слышала…

После концерта черная бэха тихонечко заехала внутрь помещения через практически незаметные ворота в стене, потом так же тихонечко выехала, а народ у служебного входа все стоял и ждал, когда же, наконец, ну когда же он выйдет…  Мы же, вполне удовлетворенные всеми событиями дня, пошли к метро, где вдруг неожиданно услышали первый залп салюта, а потом и полюбовались красивым зрелищем – в Москве как раз в эти дни была Неделя света, и вот одно из программных мероприятий этой недели послужило достойным официальным завершением наших личных праздничных событий.

 

06.10.2016

 © www.chris-norman.ru

 


Отчеты до 2013 года можно посмотреть здесь >>>