Отчеты о концертах Криса Нормана

Эстония 6-8.08.2015

Chris Norman & Band

Keila (Эстония), Lauluvaljak, 6 августа 2015 года

Kuressaare(Эстония), Lossihoovis, 8 августа 2015 года

 

Сет-лист:

  • Peter Gunn
  • Sweet Surrender
  • I'll Meet You At Midnight
  • Lay Back In The Arms Of Someone
  • Morning Dew
  • Stumblin' In
  • Nobody's Fool
  • Gypsy Queen
  • If You Think You Know How To Love Me
  • Living Next Door To Alice
  • Midnight Lady
  • Whisky And Water
  • Sledgehammer
  • Needles And Pins
  • Don't Play Your Rock-n-roll To Me

  • Going Home
  • Oh Carol
  • Lucille

 

Продолжительность концертов ~ 1 ч 35 мин

 

 

Chris Norman Band:
Pam MacBeth - акустическая гитара, вокал, Geoff Carline - гитара-соло, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные.

 

Отчет

 © Sova (Москва)

 

В Эстонию я поехала от безысходности. Не едет к нам Крис – что ж остается делать... А тут сразу два концерта. Впечатлений от самой поездки осталось очень много, удалось и столицу посмотреть, и в захолустной деревушке побывать (с нашим захолустьем не сравнить), и в курортном городке пожить. Но это – отдельный рассказ, а сейчас – про концерты.

Началось, конечно, с дороги. Поезд до Питера, пешком по Лиговскому до Обводного, автобус до Таллина, проверка на границе, выйти отметить выезд из страны, выйти отметить въезд в другую страну, проверка на другой границе, остановка в Нарве 15 минут, пол-Эстонии до Таллина, наконец – Таллин.

Заселившись и оклемавшись, пошли бродить по городу. Сначала зашли за билетами на концерты, первая радость – среди рекламных роликов на мониторе в агентстве вдруг мелькнул и анонс нашего концерта. Дождались следующего показа – и запечатлели на память. И правильно сделали, потому что больше никакой информации нигде не встретилось, я с досады даже сфотографировала какой-то очень длинный афишный ряд: столько афиш – и ни одной Крисовой. Как всегда в таких случаях, оставалось надеяться только на то, что нашему герою реклама не нужна. (На рекламу новых “Смоков”, гастролировавших в эти же дни в этой же стране, мы периодически натыкались.) Прогулка по старому городу, посиделки в “Beer Hоuse” – ну где еще можно услышать “Needles And Pins” на эстонском языке! – и домой, в наши апартаменты. Отдохнуть от дороги, от прогулки, привести себя в порядок, подготовиться к завтрашнему дню.

Кейла оказалась образцово-показательной эстонской деревней, очень чистой, красивой и совершенно безлюдной. Первым делом мы направились к месту концерта. Поснимали сцену, сет-лист (он оказался ожидаемым, но все равно разочаровал) и Крисовы гитары, пообщались с охранниками, один из которых, как выяснилось позже, оказался из числа организаторов, он, собственно, и выставил нас оттуда. Но выставил предельно вежливо: пожалуйста, сейчас здесь нельзя, это закрытая зона, вечером будет мероприятие, а сейчас, пожалуйста, надо уйти, приходите, пожалуйста, на мероприятие вечером. Придраться было ну абсолютно не к чему, пришлось уйти. Предварительно выяснили, что пускать начнут с семи часов (концерт в девять) и что места на танцполе можно занимать сразу, то есть от сцены никто гнать не будет. Оставшееся до концерта время пересидели в вокзальной кафешке, где познакомились с очень милым, но очень пьяным дядечкой. Он надарил комплиментов, восхитился Питером и продемонстрировал свой интеллект: как же так, Крис Норман – здесь, а “Смоки” – там? Т.е. знал не только о том, что эти имена связаны между собой, но и о нынешних гастролях “Смоков” в Эстонии. Удовольствовался объяснением, что Крис захотел петь самостоятельно. Еле отвязались :).

К вечеру появился народ (мы ж на вокзале были), на привокзальной площади стало как-то оживленно, не то чтобы очень, но все-таки. Имя Криса зазвучало то тут, то там, стало понятно, что не одни мы будем на концерте, как показалось днем. Но все равно невозможно было представить, что в эту тишь и глушь приедет много людей. И когда ждали у входа, и когда стояли уже у сцены, такое ощущение не проходило. Зрители подтягивались очень медленно. Ближе к девяти я и смотреть назад перестала. И вдруг, случайно обернувшись, увидела, что скамейки заняты абсолютно все, и танцпол тоже наполовину уже заполнен. Когда народ успел подойти – непонятно.

Ожидание концерта всегда протекает нормально, нет этого изматывающего состояния: ну когда же, ну скоро уже? ну сколько можно! Постоянно происходят новые знакомства, а в общении с аналогично сдвинутыми время проходит незаметно. Были поклонники из Литвы, Шотландии, Калифорнии, из России приехали не только мы... Но задержка концерта минут на сорок стала действовать на нервы даже мне. И вот наконец Майк взял гитару Криса, спустился со сцены... И там, у входа, развернулось целое представление. Ну, представление – конечно, громко сказано, но все-таки это были не совсем обычные моменты. Сначала я увидела Мартину, потом появился Джефф со стаканчиком в руках, Дорино – тут как раз заиграла музыка, и Дорино стал пританцовывать под нее. А потом – Крис. Крис прошел, взял гитару у Майка, поправил пальчиком усики и стал подыгрывать той песне, которая в этот момент звучала. Он не только подыгрывал, но и подпевал, и если гитару его прекрасно было слышно, то голос, к сожалению, нет. Потом группа пошла на сцену, а Крис подыгрывал группе во время интро...

Концерт был классный! Несмотря на то, что программа была довольно скромная, все равно было здорово. Первым номером шла одна из самых моих любимых – “Sweet Surrender”, вживую слышанная только однажды – на саундчеке в Москве, на артфутболе. Не буду пересказывать весь сет-лист, он известен, просто повспоминаю какие-нибудь детали, которыми и разнятся между собой одинаковые, казалось бы, концерты. Настроение у Криса было великолепное. Конечно, его удивил и порадовал приветственный плакат из Калифорнии: “У вас будет долгая дорога домой”, – улыбнулся он. Было активное общение со зрителями, Крис мило дурачился, корчил рожицы Пэм на “Stumblin' In” и Мартине на “Midnight Lady” (ну и на вступлении к “Nobody's Fool”, как всегда), танцевал, шутил и смеялся, все это было вполне очаровательно и не выходило за какие-то рамки, как иногда случается в Германии. Публика подобралась очень доброжелательная, отзывчивая, смеялись дружно, руками раскачивали организованно, подпевали охотно, чем и заслужили “бонусную” распевку перед “Living Next Door To Alice”. Были и цветы. Сначала Крису подарили лилии. Он повертел их в руках, сказав, что ничего не знает об этих цветах, тем не менее, совершенно четко пару раз произнес: лилии’s, зарылся в них лицом, потом демонстративно понюхал, зажав сначала одну ноздрю, потом другую, пожал плечами, будто не обнаружил запаха, и отправил туда, куда обычно отправляются все цветы и подарки. А спустя какое-то время к сцене протолкались две барышни с какими-то смешными мохнатыми белыми цветами, которые, как выяснилось, предназначались Пэм. Крис удивился, переспросил, уточнил, передал Пэм и жестами показал: все, мол, меня попросили – я передал, без претензий. Сказал – симпатичные цветы, а цветы, кстати, почему-то распадались на отдельные длинные лепестки, так что их собирали прямо в руку Крису. Странно, почему бы напрямую Пэм не отдать?

На вопрос по поводу знания публикой английского языка вероятно поднялось очень много рук, потому что Крис очень удивленно дважды повторил: very good! И правда, зрители очень оживленно реагировали на его шутки, действительно понимая их, в отличие от меня. Но слова “рашен” и “дэнс” перед “Gypsy Queen” были понятны даже мне, и уж совсем бальзамом по сердцу прокатилось практически безакцентное русское “спасибо”. Душевно был принят и подарок из России – подушка в форме сердца, на которой с одной стороны изображена обложка нового диска “Crossover”, а с другой – надпись “Любим и ждем в России”. Крис внимательно прочел, полюбовался на собственное изображение и уже хотел вернуть назад, но когда ему объяснили, что это подарок для него, поблагодарил и показал, что будет спать на этой подушке.

Конечно, были традиционные представления Майка, Майк всегда так мило смущается в такие моменты... Перед “If You Think You Know How To Love Me” Крис рассказал про сборник к 40-летию “Smokie”, поинтересовался, есть ли он у кого, объявил, что следующая песня как раз оттуда, 1975 год: “Не знаю, жили ли вы уже в то время... Вы жили? Я – жил”. Но самый яркий шуточный эпизод концерта случился, безусловно, на “Alice”. Это надо было видеть! Как обычно, перед последним припевом Крис начал заводить публику: “Are you ready?” Публика: “Е-е!” Крис чуть громче: “Are you ready?” Публика еще громче: “Е-е-е!” Крис (во весь голос): “Are you ready?” Публика (тоже во весь голос): “Е-е-е-е!” И тут Крис не сдержался, раскинул руки и пропел: “Тра-та-та-та-та!” Похоже, сам от себя не ожидал, удивился, расхохотался, группа вообще выпала в осадок... Это называется: когда надоедает петь одно и то же...

Концерт так быстро заканчивается... Вроде только что приветствовал Калифорнию – а уже смешные распевки на “Don't Play Your Rock-n-roll To Me”, фантастик публика, спасибо всем приехавшим из Таллина и Америки, представление группы, включая и себя – мне так нравится, когда он и свое имя называет в общем ряду... Коротенький перерыв, две песни на энкоре, взгляд на часы... И вдруг – “Lucille”, которой не было в сете, и никто, конечно, даже не понял, что это был подарок от Криса всем зрителям...

 

*     *     *
 

Дорога на остров Сааремаа, где находится курортный городок Курессааре, впечатлила, паром – это вещь! Первый день, как и в Таллине, получился обзорным – прошлись по городу, искупались в Рижском заливе, изучили территорию замка и вокруг, обнаружили (небывалый случай!) множество афиш, правда, только вокруг концертного пространства, увидели, как пришла машина со стальными конструкциями – это из Кейлы приехала сцена.

Жили мы рядом с замком, от дома до сцены было минут 5-10 ходьбы, так что на следующий день часам к 12, наверное (на часы даже не смотрели), мы уже были на месте. Чинно усевшись на лавочке в первом ряду, вооружившись фото- и видеотехникой, мы стали ждать начала саундчека. Наблюдали за работой техников, зафиксировали отбытие белого “мерседеса”, в это время поодиночке стали подтягиваться музыканты – Дорино, Мартина, Пэм... Похоже, что они гуляли каждый сам по себе. Но тут появился тот же самый человек, что и в Кейле, и опять предельно вежливо выставил нас и отсюда. Пожалуйста, уйдите, сейчас здесь будет репетиция, здесь находиться нельзя и т.д. А кругом же народ ходит, и на других лавочках люди сидят, нам же обидно. Мы отошли на левый фланг, смотрим – только нас выгоняют или все же всех? Как-никак, крепость – основной туристический объект, больше здесь просто нечего делать. Неужели же все ходы-выходы перекроют? Нашу лавочку тут же заняли другие люди, и их никто не выгонял! Пока мы переваривали этот факт, не зная, как к нему относиться, показался тот самый белый “мерседес”.

У меня в руках была камера. Она была не в сумке, в руках. Мало того – она была включена. И не просто включена, работала запись – я снимала проигрыши Мартины на аккордеоне. Вот объясните мне, как можно с включенной на запись камерой в руках, стоя на расстоянии нескольких метров, не снять приезд Криса? У меня когда-нибудь этот мандраж в его присутствии прекратится? Посмотрела я потом эту запись... мелькнувшее колесо, крупно и хорошо охранники-организаторы и где-то внизу, в левом углу, на какие-то доли секунды мелькает знакомый силуэт, который можно увидеть только при покадровом перелистывании... У меня был приготовлен небольшой презент для Криса, я подошла к сцене, окликнула его, отдала, получила деловое “спасибо” – ну и все. На этом контакт завершился. Но мне даже понравилось, что он так серьезно, по-деловому настроен – значит, будет хороший концерт.

Недолго мы радовались тому, что нас недовыгнали. Довыгнали все же. И на этот раз не только нас, всех. Но не за пределы крепости, а только за пределы пространства сцена-скамейки, поэтому, хоть и издалека, но саундчек посмотреть удалось.

Длился он около часа. Начался с мощного инструментального проигрыша минут на 5-6, было что-то незнакомое мне. Потом еще минут 15 настраивали микрофоны. Вот это: one, one-two, one-two, one-one-one, one-two, one-two, one-one-two – это бесконечно можно слушать, настолько завораживает. Первой песней после настройки микрофонов была “Get it on”, за ней “Morning Dew”. А затем была забавная “I'll Meet You At Midnight”, забавная, потому что Крис не стал проговаривать слова, а пел, что на ум придет, какие-то непонятные звуки – бе-беп, ла-ла-ла и т.д. Это называется – когда надоедает петь одно и то же... Закончилась она небольшим уроком игры на гитаре для Пэм, а вот потом прозвучал куплет из Пресли, “Мистер Джон” и битловская песня – то, чего не услышишь на концертах, почему и хочется всегда попасть на саундчек. Отработали “Gypsy Queen”, и вот уже звучит вступление к “Alice”, значит, саундчек окончен. Но работа продолжалась. К Крису подошел Майк, они поговорили, периодически поглядывая то на небо, то на аппаратуру, стоявшую, как и в Кейле, на самом краю, и, так как существовала вероятность дождя, было принято решение задвинуть колонки и мониторы немного поглубже на сцену, что и сделали техники с самим Крисом во главе. Да-да, этими самыми руками... Но была, мне кажется, и вторая причина. Мало того, что сцена сама по себе крохотная, развернуться негде, так еще и к зрителям в Кейле из-за этой самой аппаратуры приблизиться было нельзя, и в Курессааре Крис не только подстраховывался на случай дождя, но и освобождал себе пространство для работы. Проверил, как ходится по краю, кое-что еще отодвинув, проверил еще раз микрофоны – и вот теперь все уже точно завершилось.

Пока мы стояли, смотрели, мимо все время пытались пройти разные люди, которых не пускала охрана. Позабавила услышанная тогда фраза: надо будет прийти пораньше, места занять, а то потом не сядешь – мы-то собирались прийти пораньше, места занять, а то потом не встанешь...

Когда главный герой уехал, народ был допущен на ранее запретное пространство. Мы хотели попросить разрешения взять на память афиши, снять их до начала концерта, потому что к концу ничего уже не останется (плавали, знаем!) Тот самый организатор вдруг нас вспомнил: “Это же вы были в Кейле!” – и, вероятно, по этой самой причине нам разрешили взять четыре (!) плаката, и не перед концертом, а прямо сейчас. Это было весьма удобно, так как отпадала надобность следить за афишей, чтоб не помялась и не потерялась во время представления.

Домой, поставить на зарядку технику, пообедать, пробежаться по магазинчикам, купить сувениры и подарки родным и близким, запастись едой на завтрашнюю дорогу, привести себя в порядок, – и в семь вечера мы уже были у входа в крепость. В этот раз начали запускать зрителей на территорию крепости вовремя, и за час до концерта все скамейки уже были битком забиты, несмотря на то начинающийся, то прекращающийся дождик. Так что если на самом деле два промоутера забились, кто больше соберет народу на артистов с одинаковым репертуаром, то Крис это состязание точно не проиграл. Как уж оно там было у “Смоков” – без понятия.

Концерт (на удивление) тоже начался практически вовремя. Крис вышел какой-то запредельно позитивный, с четкой направленностью этого позитива на публику. В Кейле у него тоже было превосходное настроение, но вот таких посылов почему-то не ощущалось, а здесь я прямо кожей чувствовала исходящие флюиды...

После нескольких песен в режиме нон-стоп наступила традиционная разговорная пауза. Как дела, дождливо, замечательный остров, необычное место, прекрасные выходные, мы споем несколько песен... Выяснив, сколько народу из присутствующих знает английский, Крис неожиданно поблагодарил знающих русским “спасибо”, правда, тут же сам засмеялся и сказал – это не по-эстонски, это по-русски. То есть очевидно, что понятия “Эстония” и “Россия” он разделяет, и “спасибо” было сказано не по ошибке.

Каждый концерт обладает набором каких-то деталей и нюансов, присущих только ему, чем и создается его индивидуальный и неповторимый облик. Он никогда не идет по накатанной, никто не знает, что вздумает отмочить Крис. Тут, например, он цапнул за мягкое место Пэм, по неосторожности слишком близко подошедшую к нему во время “Stumblin' In”, это было очень неожиданно и смешно. Думаю, что вероятность подобных выходок помогает поддерживать группу в определенном тонусе.

А “Nobody's Fool” была богата на выходки теперь уже со стороны публики. За поведением публики наблюдать всегда интересно, я искренне благодарна всем зрителям, поддерживающим Криса, таких безусловно, абсолютное большинство. И очень остро воспринимаю какие-нибудь хамские выходки, к счастью, они бывают исключительно редко. У Криса не настолько громкое имя, как у Стаса, например, Михайлова (я имею в виду нашу страну), и при отсутствии рекламы (а она почти всегда отсутствует, я опять-таки имею в виду нашу страну) на его концерты попадают только люди, которые совершенно четко понимают, куда и зачем они пришли, даже если они знают только “Alice” и “Midnight Lady” – все равно они пришли именно за этими песнями именно к этому артисту. То есть аудитория у него изначально целевая и очень благожелательно настроенная. Случайные люди бывают только на бесплатных опенэйрах, как, к примеру, в Калининграде – вот там хамства было в избытке. Но то, что произошло в этот раз (теперь я имею в виду Эстонию) – это, знаете ли, за рамками всего мыслимого и немыслимого... Причем, аудитория была та самая, целевая и благожелательная... В середине песни, нещадно растолкав всех нас, к сцене пробился абсолютно невменяемый гражданин с плакатом в руках, зафиксировался несколько правее меня и стал требовать от Криса внимания в виде автографа. Его несколько усмирили стоящие вокруг зрители, но очевидно было, что это бомба замедленного действия, произойти могло все, что угодно, он мог полезть на сцену или устроить драку в толпе, тем более, что какие-то попытки он все время пытался предпринять. Но пьяный – ладно, этого добра на любом концерте хватает, дальше – больше. Началось соло, Крис вышел к зрителям на левый край сцены. А несколько ранее, когда он туда уже выходил, восторженные почитательницы (я бы сказала – просто дуры) стали хватать его за ноги – такого на моей памяти вроде бы и не встречалось никогда. Поэтому, когда он туда опять направился, я отвлеклась от пьяного гражданина, сосредоточила свое внимание на левом фланге и тут испытала настоящий шок. Какая-то женщина вполне пожилых лет, радостно улыбаясь, развязала Крису шнурки на обуви. То есть вот так, спокойненько и деловито. Зачем она это сделала, что было в ее голове? Мало ему колонок и проводов под ногами? Ну он же активно перемещается по сцене, как такую подлость можно было устроить? ЗАЧЕМ??? Я мысленно, на месте Криса, как двинула ей этим самым кедом по ее этой самой улыбочке... А Крис умница. Он убрал ногу, спокойно улыбаясь что-то сказал ей (она, правда, руки сразу отдернула – типа: а я что? я ничего), отошел немного к центру, чтобы до него уже было не дотянуться, поискал глазами охрану, сделал еле заметный жест в сторону пьяного гражданина (все это – не прекращая дуэта с Джеффом) и на исходе соло, как обычно, отошел к Дорино, там завязал шнурок и потом довел свою партию на гитаре до конца... За эти несколько минут у меня в душе пронесся просто шквал эмоций – от лютой ненависти к этой идиотке через жуткое беспокойство за Криса к безграничному восхищению его выдержкой. Не знаю, что творилось у него в душе, но на лице не дрогнул ни один мускул, все с улыбочкой, пританцовывая... Пьяного гражданина тем временем аккуратно увела охрана. Уверена, что никто из зрителей дальше второго ряда даже не заметил этих происшествий – вот что такое настоящий профессионализм.

Перед “If You Think You Know How To Love Me” Крис опять рассказал про сборник “Gold”, после аплодисментов в самом начале традиционно поиграл с публикой, прервав песню и раскланявшись, то вызывая, то прекращая аплодисменты. А вот “Living Next Door To Alice”... Похоже, если раньше на этой песне все убирали камеры и телефоны, ибо надоела, то теперь ее надо ждать и ловить момент. Песню предварял небольшой рассказ с иллюстрациями, о том, как прошлой ночью Крис открыл окно, и звучала эта песня на эстонском языке (иллюстрация), а потом слух резанула та самая знаменитая фраза (иллюстрация). Эта же фраза сопровождала и исполнение песни самим Крисом, спетая, правда, не в микрофон, но вполне слышимая и узнаваемая. Это называется: когда надоедает петь одно и то же... Правда, зрителям, собиравшимся сделать то же самое, Крис погрозил пальцем: НЕТ!

А распевки на “Don't Play Your Rock-n-roll To Me”! Во-первых, помимо традиционных, прозвучала нота необычайной продолжительности – то, чего так давно не было, как-то на всех последних моих концертах Крис обходился без нее. А во-вторых, я услышала нечто, не слышанное ни разу. Сначала Крис научил публику петь: “Пауммм”, – а потом спел куплет песни, после каждой строчки которой зрители это “пауммм” и вставляли, и в заключение еще исполнил танец руками – чистый тектоник! Это называется: когда надоедает петь одно и то же...

На бисе он так основательно распрощался после "Oh Carol" , что я уж испугалась – не будет "Lucille". Но нет, гитару он не снял, дал отмашку Майку, и "Lucille" прозвучала-таки и здесь.

Особенность концерта (обоих концертов) – стало намного больше инструментала, хотя специально ничего вроде бы не добавлено. Но мне показалось, что несколько удлинились гитарные соло в “Nobody's Fool” и “Whisky And Water”, а ведь помимо этого есть еще интро перед “Midnight Lady”, ну и традиционная “Lucille”, конечно. И здорово, что в нынешнем сете все-таки несколько песен – авторства Криса. Был момент, когда на концертах не звучало ни одной его личной вещи, и это удручало. Потому что его песни – это нечто особенное. Конечно, он потрясающе исполняет любую музыку, но своё-то он пишет под себя!

Еще мне понравилась Пэм. В начале ее работы в группе еще слишком помнилась Ина, поэтому к Пэм было несколько предвзятое отношение, да и сама она была несколько зажата, единственное, что не вызывало нареканий – превосходный вокал. Потом я больше полутора лет не была на концертах и сейчас вижу, что она освоилась полностью, раскрепостилась, прекрасно подыгрывает и Крису, и Джеффу (я сейчас не гитару имею в виду), а их с Мартиной выход в "Lucille" – вообще шедевр. Но главное – она по-прежнему очень надежный и ответственный партнер именно в пении, и дай бог, чтобы ее сотрудничество с Крисом продлилось как можно дольше.

Криса увидеть, конечно, хотелось, но понятно было, что этого не произойдет. И все-таки мы честно дождались отъезда его машины, втайне надеясь – вдруг он остановится, как тогда в Иваново. Чуда не произошло, но мы хотя бы попытались. Праздник из двух (сорри, трех – саундчек!) отделений уже закончился точно. Грустные вечерние посиделки с “Мартини”, а назавтра – долгая дорога в дюнах, она же going home. Четыре часа на маршрутке, четыре часа на автовокзале, восемь часов на автобусе, два часа на ж\д вокзале, девять часов в поезде, наконец, я дома... Еще несколько дней постоянно звучала в голове “Sweet Surrender”, и стоило закрыть глаза – как я опять куда-то шла, ехала или стояла возле высокой сцены... Но реальность обладает способностью переключать мысли на дела насущные, и вот уже те дни стали лишь воспоминанием.

P.S. – Мама, спасибо! – радостно воскликнул мой ребенок, когда я протянула ему медиатор Криса, отданный мне Майком в Кейле. Я растерялась, так как вообще-то собиралась только показать. И удивилась такой реакции, он к Крису хорошо относится, но без фанатизма, кумиры у него другие. Но, видя совершенно искренний восторг, решила отдать – он как раз сейчас создает рок-группу, ладно, говорю, пусть этот медиатор принесет тебе удачу. Вернувшись с репетиции, он торжественно возвратил мне его, сказал, что медиаторы истираются, поэтому надо поберечь, зато он теперь понял, что ему нужны именно миллиметровые, как у Криса, а не 0.8, как были у него... Но остальных участников группы сам факт наличия такого медиатора, оказывается, тоже впечатлил...

 

02.09.2015

 © www.chris-norman.ru

 


Отчеты до 2013 года можно посмотреть здесь >>>