Chris Norman & Band
Москва, Зеленый Театр Парка им.Горького, 5 июня 2013 года
Концерт в рамках фестиваля "Art Football 2013"
Сет-лист:
- The Girl Can't Help It
- I'll Meet You At Midnight
- Lay Back In The Arms Of Someone
- Stumblin' In
- Nobody's Fool
- It's Your Life
- Gypsy Queen
- Living Next Door To Alice
- What Can I Do
- Midnight Lady
- Sledgehammer
- Needles And Pins
- Don't Play Your Rock-n-roll To Me
- Going Home
- Oh Carol
- Lucille
Продолжительность концерта - 1 ч 20 мин
Chris Norman Band:
Pam MacBeth - акустическая гитара, вокал, Geoff Carline - гитара-соло, Axel Kowollik - бас-гитара, Martina Walbeck - клавишные, Dorino Goldbrunner - ударные.
Отчет
© Sova (Москва)
Если рассказывать сначала – то это прямо с Калининграда нужно начинать, заново переживать эти безумно долгие месяцы без Криса, когда сначала пытаешься что-то сделать, а когда ничего не получается, начинаешь смиряться с судьбой, а потом появляется Киев, жизнь снова приобретает какие-то краски, но Киев отменяется, и в неожиданно появившийся “Арт-футбол” уже просто не веришь... Но проходит день за днем, объявление не исчезает ни с главной, ни с официального сайта, и появляется надежда – может, и правда? И вот уже вполне реальные переговоры с организаторами, которые обещают то всего три песни, то концерт на полтора часа, и с подругами, которые собираются в Москву... И только потом вдруг приходит осознание: Крис приезжает в мой город! Дождалась!
В общем, теперь все эти страдания можно отодвинуть на задний план и начать с главных событий пятого числа.
Приехали мы в Парк Горького довольно рано – и все равно опоздали. Ну кто ж мог предположить, что Крис с командой приедут на саундчек аж в половине второго! И опоздали-то на немного: машина с Крисом и автобус с группой обогнали нас уже на подходе к Зеленому Театру. Конечно, все равно нас не пустили бы внутрь, это я еще накануне выяснила, но так хотелось хотя бы встретить! А даже догнать не успели. Понаблюдали издалека за музыкантами – Джефф и Аксель сидели на нашей вчерашней скамейке. А потом они исчезли из поля зрения, через какое-то время раздались звуки соло из “What Can I Do”... и зазвучал голос Криса. Он поет там, а мы стоим здесь. Представляете? В любом городе к открытой эстраде можно было бы подойти и посмотреть, но Москва имеет свою специфику... Погоревав, в полном отчаянии, ни на что уже не надеясь, мы пошли прочь, забыв даже о том, что если где-то рядом Крис – то возможно любое чудо...
В результате такого чуда нам удалось не только услышать, но и увидеть (правда, очень уж издалека) остаток саундчека. Московский саундчек был совсем не похож на тот, что мы видели в Калининграде. После калининградского осталось ощущение такого как бы мини-концерта, а здесь шел исключительно рабочий процесс. Никаких неожиданных песен из старого смоковского или вообще чужого репертуара не было, отрабатывались только те вещи, которые потом игрались на концерте, причем далеко не все и далеко не полностью, по 1-2 куплета, а то и по 1-2 строчки, как, например, “It's Your Life”. Целиком прозвучала только “Sweet Surrender”, которой вечером не было. Несколько раз начинали “Gypsy Queen”. У Пэм, конечно, совершенно чудесный голос – пару строчек она спела одна, без инструментального сопровождения – просто бесподобно! И “Элис” отрабатывается каждый раз – наверное, есть какая-то загвоздка в этой песне, раз возникает такая необходимость... Саундчек закончился, нас вежливо, но твердо попросили покинуть территорию театра, Крис уехал, через какое-то время уехала группа... а мы остались дожидаться вечернего концерта.
Сходив накануне на концерт “АББА-шоу”, мы уже имели представление о том, как примерно все будет происходить. Так примерно все и происходило. Было до неприличия мало зрителей. Реклама собственно “Арт-футбола” была в каждом метро, но там даже о концертах упоминания не было, не говоря уж о специальных гостях. О том, что сегодня будет выступать Крис Норман, можно было узнать только из афиш, находящихся непосредственно около входа в театр – так еще умудриться надо было мимо пройти, чтоб ту афишу увидеть! Это ж парк, а не просто городская улица, там народу в разы меньше. А индивидуальные “большие” (примерно формата А2) афиши появились вообще только пятого числа и только на здании кассы, еще вчера там афиши “АББА” висели. Так что отсутствие зрителей – вполне закономерный результат безответственной организации. Эта безответственность проявилась и в другом. Было объявлено: начало концертов в 18.00. На самом деле минут десять седьмого только начинали запускать зрителей, а начало самих концертов, соответственно, переносилось куда-то ближе к семи. И если первая по времени команда вполне укладывалась минут в сорок, то вторая (что четвертого, что пятого) пела часа по полтора. Помимо этого были конкурсы среди зрителей, подведение итогов сегодняшних соревнований, демонстративно-показушная раздача сертификатов на лечение детей, ну и т.д. А все выступления должны заканчиваться не позже 23.00. Вот этот сдвиг начала концерта и отсутствие регламента выступлений команд и отнимали концертное время у специальных гостей. И если четвертого числа как-то об этом не думалось, то пятого вопрос стоял остро. К сожалению, от нас ничего не зависело.
Еще в перерыве между выступлениями команд г-н Шевченко сказал, что Крис Норман уже здесь. И действительно, спустя какое-то время мы увидели: Джордж поднимается по боковой лесенке на сцену за кулисы. А через какое-то время спускается. А потом Крис. Туда и обратно. А на сцене футболисты поют. Крис еще раз туда-сюда сходил, Джефф промелькнул, Джордж – так тот вообще много раз...
Накануне фан-зона пустовала, занят был лишь единственный находящийся в ней ряд скамеек, и к сцене мы пошли только по окончании всех сопутствующих мероприятий, когда на нее уже стали выходить артисты из “АББА-шоу”, а за нами подтянулись и остальные зрители из красного (сидячего) сектора. А сегодня в углу фан-зоны стал собираться народ - немного, человек 20-30. Они спокойно стояли и терпеливо ждали окончания выступления футболистов, явно это были наши. Мы решили не искушать судьбу: хоть и мало народу, но все равно количество мест в первом ряду по центру ограничено, и обидно было бы эти места упустить – мы ведь дольше всех ждали этого концерта. И когда зазвучала последняя, на наш взгляд, песня (то есть вышла вся команда), мы подошли к сцене. Сразу же подошли и остальные зрители – и из красного сектора, и из того угла. А выступающие, вероятно, сочли это знаком внимания со стороны публики, потому что с удовольствием начали петь по новой. Дорино занимается барабанами, Мартина возится с клавишами, а эти поют и пляшут. Мы достали камеры, пытаемся заснять наших – а футболисты еще пуще расходятся! Уже давно приветы всем передали, руками помахали, явно попрощались, поют напоследок, но песня заканчивается - и все начинается сначала. Потом вижу – Джордж выносит мозг кому-то из организаторов: руками машет, на часы показывает и что-то весьма эмоционально объясняет... Только после этого, на пятой или шестой из “самых последних” песен бесконечная румынская программа все-таки закончилась.
Выступление организаторов было воспринято нами уже спокойно, потому что в это время убирали чужую аппаратуру и устанавливали нашу. Оно и было необходимо, чтобы народ не скучал во время “смены декораций”. Но главное – было объявлено, что концерт Криса будет длиться полтора часа! На такое счастье мы и не рассчитывали! Собственно, именно такого и не получили, но ведь и час двадцать – реальное время концерта – тоже было намного больше самых смелых ожиданий (выступление “АББА-шоу”, к примеру, заняло всего 55 минут).
Ах, какой великолепный был Крис! Все же такие перерывы между концертами нельзя делать. Я поначалу даже воспринимать нормально не могла, настолько захлестнули эмоции – и это несмотря на то, что днем я уже успела краем глаза зацепить саундчек... Энергичный, улыбающийся, с чертиками в глазах... Вышел, первым делом состроил рожицу в зал, засмеялся и начал концерт.
“The Girl Can't Help It” сразу задала тон всему действию: концерт примерно так и прошел – очень динамично, ярко, мощно и насыщенно. Со зрителями Крис общался часто, успел и пошутить, и подурачиться, и сообщить какую-то информацию (тем, кто язык знает), но все это в достаточно экономичном временном режиме – в силу вышеуказанных причин. К сожалению, в эту программу не вошли несколько “новых старых” песен, которые я так хотела услышать... Но по порядку.
Я рада, что Крис опять вернул “I'll Meet You At Midnight” в начало концерта, теперь она звучит без повторов и перерывов, снова обрела цельность и моментально настраивает зрителей на нужную волну. Конечно, у Криса в репертуаре много песен, обладающих этим свойством, но лично мне именно “I'll Meet You...” очень дорога, поэтому я каждый раз и обращаю на нее особое внимание. Про все песни говорить не буду, отмечу только некоторые. “Stumblin' In” - прекрасно! Пэм мне понравилась, в плане вокала она, пожалуй, лучшая из всех последних бэк-вокалисток Криса (мнение личное, на объективность не претендующее). А что касается сценического образа... ну тут тоже все хорошо, она вполне привлекательна, но не переключает на себя зрительское внимание, и скорее всего, это - правильно. Крис в этот раз не хулиганил: “shit” вместо “free” не вставлял, глазки особо не строил, рожицы не корчил, рубаху не расстегивал... Короче, спел очень интеллигентно :).
А потом было то самое ощущение фанатского братства. Когда при первых нотах “Nobody's Fool” поворачиваешь голову и видишь такой же восторженный взгляд, в котором явственно читается то, что у и тебя сейчас в душе: наконец-то! она! дождались! Да. Был и на нашей улице праздник. Мы тоже это услышали! Песня, на которую я запала еще с саундчека в Мальхове прошлым летом (имеется в виду, конечно, видеоролик с YouTube, лично побывать не довелось). Невероятно красивая, щемящая мелодия, и это невозможное “у-у”... До слёз. Слушать, слушать и слушать – и даже не возникает желания узнать, о чем, собственно говоря, идет там речь (уж больно приземленно господин Гугл переводит название :) ). DK67 как-то писал: воспринимать голос как еще один инструмент. Для меня именно с этой песней - как раз такой случай. И еще одно наслаждение – наблюдать за Крисом во время соло Джеффа: он столько удовольствия получает, весь – в этой музыке, уходит в нее с головой... Безусловно, “Nobody's Fool” - очень яркий концертный номер, бурю аплодисментов песня получила вполне заслуженно.
Не могу не сказать о московской публике. Народу было не то, что мало – непозволительно мало! Но создалось ощущение, что случайных людей – не было. Конечно, они были – те же организаторы, которые составляли значительную часть от общего числа зрителей, и большинство из которых понятия не имеет, кто такой Крис Норман. Но те, кто пришел на концерт – они пришли именно на Криса Нормана, какими-то невероятными путями все-таки узнав о том, что он будет выступать. Они знали все песни. Они так приветствовали Криса, что казалось – за спиной у меня целый стадион, хотя я знала, сколько там народу на самом деле. А когда после “Nobody's Fool” Крис снял гитару и в приветственном взмахе поднял ее над головой – публика издала стон отчаяния, потому что показалось, будто концерт заканчивается (я-то была спокойна, я помнила про объявленные полтора часа). И раздались крики радости, когда выяснилось, что Крис просто меняет гитару. Крис объявил “Gypsy Queen”, причем сделано это было как-то мимоходом, вскользь, не акцентируя внимание - видели бы вы удивленно-радостное выражение его лица, когда зрители разразились приветственными возгласами, причем эти возгласы исходили не только от нас! И потом - ее тоже пели! Два города, в которых меня до глубины души тронуло отношение зрителей к Крису: Магнитогорск, и вот теперь – неожиданно – Москва.
“Gypsy Queen” Крису безумно нравится, и это видно. На мой неискушенный взгляд – вещь действительно из тех, что становятся хитами, только нужна соответствующая раскрутка. В нашей стране этим вряд ли кто будет заниматься. А зря, у нас бы она пошла! Конечно, совершенно неожиданная песня для Криса. Когда я ее услышала (зимой), моя первая реакция была: не зря он исколесил всю Россию! Чисто наши, российские мотивы. А когда узнала ее название, то поняла, что впечатление было правильным :). Понятно, что цыгане – они такие себе космополиты, но ведь они являются постоянными персонажами русской литературы, их музыка всегда была любима нашим народом... И вот поэтому (потому что исторически цыгане – это наше всё :) ) мне кажется, у нас песня запросто прижилась бы! Но боюсь, что удовольствие от нее так и будут получать лишь те немногие счастливчики, которым удастся побывать на концертах. А там еще неизвестно, от чего удовольствие больше – от самой песни или от того, какие эмоции при этом испытывает сам Крис. Встречена песня была на ура, такое впечатление, что по окончании зрители заговорили с Крисом все разом, каждый пытался крикнуть ему “браво” или “молодец!”, или просто сказать что-то хорошее. Крис сразу стал дразниться, пародируя публику, но, несомненно, ему был приятен такой отклик.
Ну, потом “Элис” - с ней понятно, Москва не стала исключением. Прием обалденный, хоровое пение дружное, знаковую фразу все знают... В “What Can I Do” вступительное соло было очень сильно сокращено – вряд ли это принципиальное решение, скорее всего, из-за того же цейтнота. А вот когда за ней последовала “Midnight Lady”, стало ясно, что ни “Sweet Surrender”, ни “Red Hot Screaming Love”, ни тем более “Here Comes The Night” уже не будет. Конечно, безумно жаль, я люблю эти песни... но как вспомню, сколько я Криса не видела – да бог с ними, главное, что все-таки приехал, я опять слышу этот неподражаемый голос, и пусть поет, что хочет...
Три последние песни проследовали практически в режиме нон-стоп: “Sledgehammer” - теперь целиком. (А я бы и “Шарону” послушала тоже!) “Needles And Pins” - обязательно! И “Don't Play Your Rock-n-roll To Me” - как всегда, неожиданно приходит осознание, что вот и все... Но какие были распевки! Крис так забавлялся...
Группа ушла со сцены, народ вроде хлопает. Какой-то человек рядом со мной расстроенно так говорит: “Все, он больше не выйдет...” Ну, у меня-то за плечами Киров! Я поворачиваюсь: “Он всегда выходит! Только хлопать надо!” У него глаза загорелись: “Правда? Так надо хлопать!” И с таким энтузиазмом принялся за дело!
Конечно, был бис. Крис спел “Going Home”, как всегда – на пределе человеческих сил и возможностей. И “Oh Carol” – легко, непринужденно, с танцами, но поглядывая на часы. И вот песня закончилась, пара распевок в зал: “э-о”, несколько заключительных аккордов... А публика неистовствует! Крис засмеялся, показал на часы, сказал, что осталось пять минут, можно спеть еще одну песню, поинтересовался насчет рок-н-ролла... И конечно же, зазвучала “Lucille”. А “Lucille” тоже какая-то необычная в этот раз была. Понятно, сокращенная, но Крис буквально феерил! Успел и с публикой поразвлекаться (тоже не совсем обычные распевки), и подурачиться, и соло выдать, естественно... Понимаете, было полное ощущение, что он не хочет заканчивать концерт. Я прекрасно знаю, что такого быть не может, и Крис говорил о том, что какой бы хороший ни был концерт, желания, чтоб он не кончался – никогда не возникает. Я знаю, что он устает после концертов, а этот концерт был отработан на полную катушку... Все это я знаю. Но тем не менее: у меня как у рядового зрителя создалось именно такое впечатление: он готов петь еще и еще, и он хочет петь еще и еще, вся проблема только во времени, которого уже нет... Это что-то невероятное... Я даже не припомню – было ли у меня еще когда такое же впечатление от концерта...
После концерта мы, естественно, ринулись в сторону гримерок, и, естественно, нас оттуда развернули (а ведь накануне мы прошли вполне спокойно и даже мимоходом сфоткались с аббовкой, которая "Агнета")... Вернулись к сцене, позвали Мартину, перебросились с ней несколькими словами. Мартина мне в этот раз очень понравилась. Помимо того, что она прекрасно выглядела, была еще и такая оживленная, охотно поговорила с нами (обычно она как-то держится в тени). Поговорила, правда, недолго – пошла убирать свою аппаратуру. Вокруг Пэм собралась изрядная толпа зрителей. Попытались выяснить у нее насчет Киева – сказала, что Киев будет, но когда – пока неизвестно. Потом встретили Акселя. И Аксель тоже оказался неожиданно активным – охотно фотографировался и отвечал на вопросы. Я спросила у него, почему не было “новых старых” песен, он объяснил, что это только из-за нехватки времени, а на вопрос – будут ли их петь в дальнейшем, уверенно ответил, что – да. Так что у меня еще не пропала надежда услышать их живое исполнение...
К дальним воротам мы пошли уже просто так, на всякий случай, больше для очистки совести, чем в надежде на что-то... Прошли мимо служебного входа, где стояла довольно приличная толпа в ожидании Криса, но мы уже знали, что артисты через эту дверь никогда не выходят... А у дальних ворот была тишина и темнота, народу - никого, только чуть позже подошли еще две девчушки. Посмотрели издалека (там метров 10-15) на гримерку, на Джеффа – он на улице был... И вдруг выходит Крис. Всегда, когда Крис где-то рядом, а я безнадежно его жду, прекрасно осознавая бессмысленность своего поведения, успокаиваю себя фразой: ну вдруг он покурить выйдет! Но на самом деле серьезно никогда не верила, что это может сработать. И надо же...
И у нас даже хватило смелости позвать его, и он даже подошел. Когда мы попросили разрешения сфотографироваться, он подергал эти ворота и, совершенно искренне недоумевая, говорит: а как? Решили сделать фото как получится. Криса эта ситуация явно позабавила, и поучаствовал в процессе он весьма охотно. Уже потом, когда он ушел, а мы в ожидании неизвестно чего толклись там еще какое-то время, выяснили, что ворота не заперты на замок, их можно было легко открыть. Зато теперь у нас есть смешные фотографии, где Крис как бы за решеткой, причем весьма довольный. Обязательно надо взять автограф на это фото!
Вот так закончился этот длинный день, полный приятных неожиданностей. В очередной раз Крис и удивил, и восхитил. Опять концерт был совершенно не похож на все те, что мне удалось увидеть до сих пор. И нет обычного отчаяния в душе оттого, что все закончилось и ничего больше не предвидится, а наоборот – есть надежда на Киев, а там вроде как маячит Екатеринбург, да и разные другие слухи ходят... Как сказал Крис, уходя обратно в гримерку и махнув нам на прощание рукой: “Увидимся!”
Мы ждем тебя, Крис!
12.06.2013