Отчеты о концертах Криса Нормана

О Российском туре 2013

 Омск-Тюмень-Курган-Екатеринбург

© Sova (Москва)

- Это ведь один и тот же человек? Я помню, в прошлом году вы ездили в несколько городов – это на его же концерты? Но поймите, ни один артист, даже самый гениальный, не стоит того, чтобы ходить на его выступления второй, тем более третий раз. А уж бросать семью, детей, изымать значительные средства из семейного бюджета, ехать бог знает куда... Ведь он же бывает в Москве? Вы же, наверное, ходили? Ну и зачем вам опять это надо, да еще так далеко? Поймите, так никто никогда не делает...
Такой (вкратце) разговор состоялся у меня с приятельницей незадолго до моей поездки в Сибирь... И вот уже прошло больше недели с момента последнего концерта, а перед глазами все еще белые ботиночки, пританцовывающие в такт музыке, взъерошенный, лохматый, руки в боки, Крис, смеющимися глазами оглядывающий зал, и звучит в голове: «Are you ready? Are you ready?!» И палец к губам во время соло на «Nobody's Fool»: тихо!.. И этот божественный голос, и такая невыразимо печальная улыбка на "Wish You Well"...

Но по порядку. В Екатеринбург я решила ехать в мае 2012 года. Да-да, я не оговорилась, решение было принято полтора года назад. Сначала были мои робкие вылазки в близлежащие Тверь и Иваново, потом чуть подальше – Киров, Питер, Кондопога, а уж когда мы добрались до Магнитогорска... Помню, разозлилась на себя страшно: ну и что мешало мне в декабре 2011 съездить в Екатеринбург? Там был такой чудесный концерт! И, вернувшись из Магнитогорска домой, объявила, что на следующий концерт в Екатеринбурге я поеду обязательно! Самое смешное, что говорила я так: «Во Владивосток я, конечно, не поеду, а вот в Екатеринбург – поеду!» В апреле этого года туда на музыкальный конкурс съездил ребенок, остался очень доволен, а я все выспрашивала, как там и что – мне ведь тоже надо будет ехать! И появившееся где-то в мае объявление о концерте Криса 5 декабря я восприняла как должное, подтвердив всем домашним еще раз свое намерение, о котором в течение всего года периодически напоминала. Осенью в интернете стали мелькать и другие города, но какие-то больно уж далекие: Красноярск, Хабаровск, тот самый Владивосток, в который я и не собиралась... в результате все они объединились в предполагаемый осенний тур Криса по России, что подтвердилось письмом агентства «I.B.Records», при этом добавились Омск и Тюмень. Я, конечно, пробежалась по расписанию поездов и самолетов, но серьезно в другие города тура не собиралась – еще с весны были куплены билеты в Киев, и концерт, неоднократно переносимый, прямо грозил-таки состояться 26 октября, а 17 декабря ждал Минск, и в чем-то моя приятельница все же права (хотя бы насчет моральных и финансовых обязательств перед семьей)... Поэтому я просто помечтала: эх, хорошо бы! – и стала собираться в Киев. А с Киевом нас жестоко обломали, тут же, буквально через день-два, отменили концерт в Минске... и вот тогда, на волне отчаяния, уже вполне серьезно пришлось задуматься – а не поехать ли в тур за Крисом (ну, пусть в половину тура, все равно)? До Омска ненамного дальше, чем до Екатеринбурга (в который я все равно еду), даже лишних суток на поезде не набирается, Тюмень и появившийся в официальном анонсе Курган находятся между ними... Подруги из т.н. «западной» группы, уверенно проторившие дорогу за пределы России, смогли компенсировать потери потрясающим концертом (и не только!) в Хельсинки, а мне что было делать? А тут - четыре города практически рядом друг с другом! По времени – не дольше и по деньгам – не дороже, чем три предполагаемые ранее поездки, и я решилась. Тем более, что не одна я собиралась в это путешествие.

Очень трудно писать о доброй половине тура. Надо бы о каждом концерте отдельно, но ведь перед мысленным взором стоят все четыре, поэтому невольно напрашиваются сравнения. Сравниваются сами концерты, песни, публика, настроение Криса (а также города, погода, гостиницы, поезда и т.д.) О, еще охранники! Вот если бы сразу, по горячим следам записать впечатления, но сразу писать о концерте всегда очень трудно, потому что эмоции зашкаливают, надо все-таки дать им немножко схлынуть. А в данном случае просто физически не было такой возможности – постоянные переезды, сборы-разборы, заселения-выселения и т.д. А еще ведь и на концерты надо было ходить :)! Поэтому и получается, что теперь приходится писать обо всех них одновременно.

Первое, что осознаешь после концерта – это идеально выстроенный сет-лист. Нет, самое первое, конечно, еще на концерте: новые песни – полный улет! Впечатления от новых песен уже появлялись и в сети, и от подруг, видевших новую программу, я вроде бы и готова была к тому, что это нечто классное, но даже предположить не могла, насколько бесподобно они смотрятся и слушаются вживую! Это и правда – что-то невероятное! А вот когда начинаешь вспоминать концерт, тогда понимаешь, что сет – идеален. Подборка песен, их количество, последовательность исполнения – просто превыше всяких похвал. Конечно, двадцать песен – мало, но ведь и сорока, и пятидесяти не хватило бы; конечно, хочется и «Hard Road To Cross», и «Hot Love», и «Love's Such A Strange Thing» – но я и еще несколько альбомов целиком вживую послушала бы; просто сейчас пытаюсь отодвинуть личные пристрастия и эмоции и оценить объективно. А вот объективно – все идеально. И «I'm Gone» после, а не до «I'll Meet You At Midnight», и «The Boxer», а не «Gypsy Queen» после «Wish You Well», и неожиданная «Whiskey And Water» на первом бисе... Очень гармонично перемежаются старые и новые песни, причем, стержень концерта – именно новые, а вот на этот стержень уже нанизаны все остальные, смоковские и не только. Абсолютно цельная и законченная программа. Впрочем, похоже, что песни, которые есть в сет-листе, но пока не прозвучали, тоже вполне органично вплелись бы в общую канву концерта.

Поначалу мне хотелось, чтобы концерт начинался, как и диск, с «I'm Gone», но на самом концерте сразу стало очевидно, что лучше – так, как Крис сделал сейчас, то есть она идет вторым номером, тогда «I'll Meet You At Midnight», которая звучит первой, не теряется на ее фоне. «I'm Gone» все-таки очень сильная вещь, поэтому все правильно – по возрастанию крепости :). И если «I'll Meet You At Midnight» звучит как нечто любимое и привычное, то с первыми же аккордами «I'm Gone» становится ясно: будет совершенно иной концерт! И он, правда, почему-то иной, хотя фактически звучат всего четыре новых песни, «Nobody's Fool» и «Gypsy Queen», исполняемые на протяжении последнего года, уже привычны и как новые не воспринимаются.

«I'm Gone» - кажется, что Крис исполняет ее не в полную силу. Не в том смысле, что халтурит, упаси боже! Нет, он именно сознательно сдерживает ту мощь, которая в ней кроется, взрываясь только на припеве – что как раз и придает такую яркость и зрелищность этой песне. Совершенно классно звучит бэк-вокал Пэм и Акселя в конце, намного более выразительно, чем на диске. Ну и заканчивается песня тоже в характерном для концертов Криса стиле – эффектными аккордами. Такая же классная и «Lovers And Friends», и тоже очень удачно расположена в сете - с нее начинается заключительная часть концерта, она как такая хорошая встряска после «Элис» и переключение на активную часть концерта. Я больше ждала «My Jenny», конечно, но рада, что Крис показал эту песню.

А вот «Wish You Well»... Не верится, что это просто концертный номер. Крис выворачивает душу наизнанку, причем, в первую очередь – свою. И чуть смущенная улыбка потом – как извинение за эту невольную обнаженность души. О чем он думает в тот момент, какие воспоминания бередят его душу и придают такую отчаянную пронзительность и потрясающую проникновенность его голосу? Когда после песни Крис делает плаксивую физиономию или стряхивает воображаемые слезы, кажется, что этими ироническими действиями он просто прикрывается, возвращая себя тем временем в реальность из мира грез и воспоминаний. Аналогичные ощущения у меня вызывала песня «Chasing Cars», но «Wish You Well», безусловно, не на один порядок сильнее.

«Whisky & Water» - просто бомба. Слова не мои, но по-другому про нее не скажешь. Она очень неожиданно звучит на бисе, и ладно бы только на первом концерте – на каждом! Неожиданно по факту (вроде бы в это время поются только привычные песни) и неожиданно по звучанию – это взрыв какой-то! Когда я услышала «I'm Gone», я сразу представила ее на концерте, причем именно в начале, а вот «Whisky & Water» не представляла никак, она вообще значительно позже остальных песен привлекла мое внимание (у каждого свой Крис, мне ближе такие вещи, как «Northern Star» или «Wish You Well»). Но на концерте это – нечто! Это не только слышать надо, обязательно надо видеть! Отрываются все, и в первую очередь сам Крис. А вот это «whisky and water», которое в конце припева, которое уже как бы не поется, а проговаривается - КАК это делает Крис! И выход к публике во время заключительного соло с Джеффом – как в «Lucille»... И такая эффектная концовка...  На диске соло просто затухает, а на концерте и звучит дольше, и обрывается резко, совершенно неожиданно, парой очень коротких аккордов – уй, как классно! Башню сносит напрочь! Рекомендую всем :).

Ну и по стареньким песням. Перед «Stumblin' In» Крис теперь вспоминает не только Suzi Quatro, но и C.C.Catch (и почему бы не Наташу Королеву? Или там какую-нибудь Лену Терлееву? За Аиду Николайчук я вообще молчу :).

Крис вернул старую шутку в «If You Think You Know How To Love Me» - только теперь он не делает вид, что уходит, а просто, прервав песню и состроив удивленную физиономию (не ожидал, мол), выходит на край сцены, кланяется, изображает смущение, то просит (мимикой и жестами) прекратить аплодисменты, то, наоборот, усилить – развлекается, в общем. И, довольный, идет потом петь эту песню уже по-настоящему.

Теперь про «Элис». Я ее никогда не любила. Услышала впервые в начале 80-х – и невзлюбила сразу, почему – даже не знаю. Примирилась с ней только тогда, когда с появлением компьютера мне стали доступны видеозаписи молодых «Смоков» - у Криса почему-то именно на этой песне совершенно необыкновенное лицо, какое-то возвышенно-одухотворенное... Причем оно такое практически на всех записях именно этой песни, а на других песнях такого нигде нет. Для меня это загадка – вроде бы ничего особенного в самой «Элис» нет. Ну про любовь – ну и что? Мало ли таких? А вот как-то по-особенному он ее исполнял. И хотя те ролики худо-бедно меня с ней примирили, любви к ней я все равно не испытывала и не испытываю, на концертах Криса просто терпеливо отслушиваю. А вот что было в Омске – так и не поняла, потому что «Элис» смотрелась и слушалась взахлеб. И этот свой «захлеб» я осознала только тогда, когда все закончилось – ба, да это же всего-навсего «Элис» была, что ж у меня такой восторг-то? И в Тюмени, кстати, было примерно так же. А в Кургане и Екатеринбурге она уже смотрелась обычно.

Прикол от организаторов: после сидячей части на сцену чинно, под ручку выходят Люда и Джордж, важно шествуют до средины, а потом забирают и уносят стулья.

Возобновились походы к Мартине на «Midnight Lady» – каждый раз разыгрывается традиционный спектакль, традиционно же принимаемый публикой на ура. А еще перед песней появился такой небольшой музыкальный номер-вставка: сначала идет нарастающий гул, с которого всегда начинается «Midnight Lady», потом Аксель выходит на середину сцены, Крис объявляет его: «Аксель!» (два раза точно объявлял), Аксель ударяет по струнам, к нему подключается остальная группа, включая Криса – и минуты полторы-две звучит музыкальное вступление, потом снова этот нарастающий гул, Крис считает: один, два, три... - и пошла «Midnight Lady», как обычно. Мне говорят, что это давно уже так – спорить не буду, но я такое видела в первый раз. На моих концертах она всегда начиналась сразу, а видеозаписи этой песни с других концертов – возможно, они мне попадались, так сказать, в «чистом виде», то есть с отрезанным вступлением... да я не особо и искала ее, потому как довольно ровно дышу к этой песне. В общем, как бы там ни было раньше, теперь она начинается именно так.

Энкор сейчас выглядит таким образом. После «Don't Play Your Rock 'N' Roll To Me» Крис с группой покидают сцену и возвращаются только после длительных аплодисментов, как обычно. Во время перерыва всегда повторяется одна и та же история: каждый раз люди начинают говорить, что все, он больше не выйдет, каждый раз приходится объяснять, что выйдет обязательно, надо только хлопать – и каким восторгом загораются глаза! Как начинают аплодировать! А я каждый раз боюсь, что вот сейчас запал пройдет, они все уйдут - и ничего мы больше не услышим... пуганая ворона (Киров) куста боится... Слава богу, в этом туре зрители были нормальными, и Крис тоже не доходил до крайностей... А вот на второй бис они теперь выходят, не уходя. Отзвучала «Oh Carol», Крис снимает гитару, кланяется и все как бы пошли за кулисы... а народ тем временем начинает кричать: «Водки найду! Водки найду!» Так было на всех четырех концертах, из зала требовали именно эту песню (остальное-то уже все спето). Крис, якобы вспомнив про нее, возвращается, исполняет и опять уходит. Соло в «What Can I Do» никакого теперь нет, песня звучит коротко и емко. А так как публика тем временем неистовствует (еще бы! Водки найду!) – то они в группе быстренько как бы проводят такое как бы мини-совещание и как бы тут же, на ходу решают, так и быть, спеть еще одну песню (показывают: одну!) Это, естественно, «Lucille». А «Lucille» сейчас опять превратилась в яркое представление: танцуют все! Джефф и Пэм, Джордж и Люда, Крис... а потом Мартина выбегает к Пэм, и они разыгрывают то представление, что было во времена Ины (только в Омске этого не было, ну а в Кургане самой «Lucille» не было). Ну, и традиционные выходы Криса и Джеффа на край сцены во время соло – это по-прежнему нечто!

После концерта на откуп оставшейся в зале публике отдана Пэм. Будто бы случайно она выходит на сцену, тут же ее кто-нибудь обязательно зовет, и ей приходится отдуваться за всех: фото, автографы... Помню, как в Тюмени, она поудобней уселась на сцене, вытянув ноги – а в руке целая стопка календариков, что раздавали в фойе перед концертом, и вот она сидит и терпеливо подписывает их... («А она за Криса Нормана расписывается?» - спрашивает кто-то.) Чуть позже, разобравшись с аппаратурой, к ней присоединяется Мартина (с той же миссией: фото, автографы), а в Екатеринбурге так даже и Дорино выходил.

Пожалуй, все общие моменты я схематично обрисовала, теперь чуть-чуть о каждом концерте отдельно.

Самые большие сомнения вызывал Омск. Информации про этот концерт не было ни на каких омских сайтах. «Все афиши Омска», «Все анонсы Омска», «Все развлечения Омска», «Все концерты Омска» и т.п. сайты просто молчали, а фраза Омской филармонии: «На 1 декабря концертов не запланировано», - убивала на месте. Однако из графика Криса концерт не исчезал, организаторы факт концерта подтверждали, омские поклонники говорили, что афиши висят и билеты продаются. Мы их купить, естественно, не могли (нет концерта – нет билетов), и в Омск я поехала чисто на удачу, так и не будучи до конца уверенной в правильности своего решения. До последнего подмывало сдать ж\д билеты «Москва-Омск» и «Омск-Тюмень» и ограничиться тремя последними городами тура. (Как хорошо, что я этого не сделала! Самый яркий концерт был именно в Омске!)
Оставлю за рамками данного повествования рассказ о дороге, отмечу только, что с особенностями национального менталитета граждан моей многонациональной родины и особенностями национального железнодорожного сервиса никакое, даже самое длинное путешествие скучным не покажется. Оно может быть любым – только не скучным! Почти двое суток пролетели незаметно. А в омском такси, на котором я прямо с вокзала поехала в филармонию за билетами (надо же их где-то, наконец, приобрести), вдруг бальзамом на душу из радиоприемника полилась «If You Think You Know How To Love Me». Правда, абсолютное отсутствие около филармонии каких-либо афиш с Крисом несколько обескуражило, но когда открылись кассы, оказалось, что внутри эти афиши все-таки были! И только тогда у меня отлегло от сердца – я ведь до последнего не верила в этот концерт. «А почему в интернете нигде нет информации?» - спросил я кассира. «А вы не там искали! Надо было смотреть «Все гастроли Омска»! Н-да, значит, Кен Хенсли или Розенбаум, к примеру, чьи анонсы были во «Всех концертах Омска» - коренные омичи, надо полагать?

Но зал, тем не менее, был полон. Концертный зал Омской филармонии – нечто просто потрясающее! Все такое красивое, торжественно-парадное, в люстрах-шторах-зеркалах... так и просится словечко: «шикарное». Конечно, ни о каком разливе халявной водки, как было в прошлый раз в Музыкальном театре, речь не шла, в буфете (или он ресторан?) запредельные цены на «выпить» и «закусить». Публика, не спеша прохаживающаяся по роскошному фойе, на первый взгляд производила впечатление очень чопорной. Впечатление оказалось ложным, прием был великолепным. А еще более великолепным был Крис...

Когда в анамнезе уже есть несколько концертов, то обязательно какой-то из них выделяется, он непременно – лучший. У Криса не бывает плохих или неудачных концертов, каждый хорош по-своему, и о каждом можно вспоминать и рассказывать бесконечно – и все равно есть совершенно особые, выделяющиеся даже на этом фоне. Среди моих – это были концерты в Твери и в Кирове. И вот сейчас к ним добавилась третья жемчужина – концерт в Омске. Беспрестанные рожицы, улыбки, посылаемые всем и каждому, шутки, танцы (ах, какие были танцы!) – Крис отрывался по полной! Естественно, от мнимой чопорности публики не осталось и следа. И что особо радует – не было хамства или развязности, было именно общение зрителей с Крисом и Криса со зрителями. Как правило, он всего один-два  раза произносит название города, в котором выступает, а словечко «Омск» слетало с уст Криса много раз на протяжении всего концерта, было ощущение, что он его пробует на вкус – и оно ему очень нравится. Позабавило новое словосочетание в русском лексиконе Криса - «маленький мальчик», так он назвал себя, того, каким он был в «Смоках». Еще появились «старые песни» и «новые песни». Все, кто дарил цветы, получали поцелуи. (Так же - в Тюмени, а в Кургане и Екатеринбурге – увы! просто благодарные кивки.) На протяжении всей «стоячей» (для зрителей) части концерта в Омске Крис очень часто выходил на самый край сцены. Не на расстояние вытянутой руки, а совсем вплотную, близко-близко, такого я еще ни на одном из «своих» концертов не видела. То есть либо публика не допускается впритык к сцене, либо Крис сам все-таки сохраняет дистанцию от края хотя бы в полметра-метр. В остальных городах эта дистанция уже соблюдалась, а вот в Омске Крис стоял совсем рядышком, так было классно! Слева от меня на краю сцены лежали несколько букетов, и Крис как-то так удачно между ними пробирался, не наступая на них – и все равно не отходил вглубь.

В Тюмени концерт был тоже очень хороший. Великолепно принимали, настроение у Криса было превосходное, улыбки в зал посылались одна за одной, песни все исполнялись на подъеме, но мне показалось, что того куража, который был в Омске, все-таки не было. Могу быть не совсем объективна, перед Омском я Криса как-никак полгода не видела, а перед Тюменью всего один день, вполне возможно наложение чисто личных эмоций, и все-таки... чуть меньше шуток, чуть меньше танцев, чуть меньше диалогов со зрителями, чуть дальше от края сцены во время выходов к публике – это ведь объективные факторы... Но только чуть! - все равно все это присутствовало в достаточном количестве, и тюменский концерт, безусловно, тоже относится к разряду самых лучших. Слова «фантастическая публика» звучали несколько раз. Очень смешно Крис произносит название города: «Тюмэн» - с ударением на Ю. Из зала ему попытались объяснить, как правильно, у Криса все равно не получилось, и он решил забить на это. Потом еще и на бисе пытался повторить – с тем же успехом. Еще момент: первый букет подарил мужчина, и когда Крис наклонился за цветами, то вытянул губы, якобы намереваясь поцеловать по привычке, потом как бы спохватился, засмеялся, просто взял цветы и пошел. Когда выяснял, кто говорит по-английски – наверное, слишком мало рук поднялось, потому что он тут же обратился с этим вопросом к группе. Потом нашел кого-то англоговорящего на балконе – и уже лично ему стал говорить «hi» и «hello». Перед «Элис» был небольшой музыкальный подарочек: не знаю, как называется эта вещь, звучит там имя «Helenе». Кроме этого, во время очередной смены гитары Крис представил зрителям одного из техников – Майки, кажется. И спустя какое-то время, когда тот на «Lovers And Friends» выбежал перелистнуть страничку в папке с текстами, Крис прямо во время песни еще раз обозначил его: Майки.

В Кургане такого настроения у Криса уже не было, может, и правда, сказалась усталость – бесконечные перелеты и переезды, прекраснейший, на полной выкладке концерт вчера в Тюмени и отсутствие возможности полноценного отдыха после него... Но уверена, что зрители этого даже не заметили, во-первых, потому что вряд ли было с чем было сравнивать, а во-вторых, потому что концерт все равно в результате получился таким, как и всегда у Криса – очень качественным, с улыбками, шутками, прекрасными песнями в прекрасном же исполнении, с абсолютной отдачей на бисе - ну не бывает у него плохих концертов!

И еще один чудесный концерт в Екатеринбурге. Поначалу Крис был каким-то серьезным - может, приглядывался к публике (после вчерашнего Кургана)? Но довольно быстро он «оттаял» - и опять улыбки, шутки, а под конец так и вообще разошелся... Понравилось, как пару раз он принимался дирижировать публикой. Крис как-то умеет общаться со зрителями даже без особых монологов, достаточно одного-двух слов или даже просто жестов, и каждый зритель уверен, что сейчас Крис обращается именно к нему, это просто невероятная способность. Запомнился такой момент. Когда Крис выходил поближе на сцену, к нему сразу протягивались десятки рук. И вот вышел он с очередной гитарной партией вперед, с обеих сторон от меня сразу два мужика руки к нему: Крис, Крис! А он на них смотрит, смеется и всем своим видом показывает: а как? Видите же – руки заняты...

Немножко про «Sledgehammer» и зрителей. В Омске я первая удостоилась рукопожатия Криса, так как раньше всех подошла к сцене («...лишь первые пятерки получают...» (с) :) ), вот теперь хвастаюсь всем. Рукопожатие, кстати, в этот раз было настоящим, крепким, полноценным, а не как обычно – скользнуть кончиками пальцев по протянутой ладошке. Таким оно было, естественно, не только для меня, для всех. В Тюмени с первыми аккордами Крис вышел на край сцены и стал поднимать народ. Я встала и пошла. Не рванула, не понеслась, просто пошла. Охранник сцапал меня тут же. При этом протест был предъявлен одновременно по трем направлениям: рукой он держал меня за плечо, говорил при этом: «Уберите камеру!» (я не снимала, просто камера лежала у меня на коленях, и когда я встала, то взяла ее в руку), а смотрел тем временем на пакет (в нем у меня лежали презенты артистам). Я ему говорю: Крис, мол, к сцене зовет, а сама чуть не рассмеялась, такое было растерянно-паническое выражение у него в глазах, слишком явственно читалось, что он никак не может решить, какое же из моих правонарушений страшнее, что необходимо пресечь в первую очередь (усадить на место, разбить камеру или отобрать пакет). Впрочем, надо отдать должное – выпустил он меня почти сразу. Думаю, за это надо благодарить Криса, потому что когда я освободилась и повернулась к сцене, то увидела, что Крис уже стоит совсем рядом. Вероятно, он и сказал ему не трогать меня. Просто на следующий день в Кургане повторилась аналогичная ситуация, только на этот раз охранник попытался оттолкнуть Lena72fly, которая первая встала к сцене, а я подошла вслед за ней и видела, как Крис, наклонившись, что-то ему объяснял, что именно, я, конечно, не поняла, но слова «май фэнс» разобрала, и это было чертовски приятно. Охранник отцепился. Поэтому и думаю, что в Тюмени было нечто подобное.

Так вот, про Тюмень. Стоим мы с Lena72fly, еще, по-моему, несколько человек поднялись, а остальные сидят. Мы поворачиваемся к ним и начинаем объяснять, что Крис всех зовет к сцене. В общем народ среагировал, стали подниматься и подходить, тем более там Крис всем руки пожимает – надо ж брать, пока дают... А первый ряд сидит. Концерт продолжается, Крис уже спел несколько песен, я повернулась посмотреть на зал, а первый ряд – сидит! И одна дама говорит мне: «Девушка, сядьте на место, а то мне не видно!» Я ей: «Ну так встаньте!» А она в ответ: «А я хочу сидя слушать!» «Это вообще-то рок-концерт», - пожала плечами я и повернулась к сцене. «Ах так? Ну тогда я тоже встану!» - заявила она очень угрожающим тоном. И ведь встала! И демонстративно втиснулась рядом! Ну хоть так, хоть одна... а остальные, вероятно, сидели до упора. Но это я говорю про часть первого ряда, основная масса зрителей на N&P все же поднялась, и с удовольствием хлопали, пели, танцевали, вызывали на бис и т.д.

В Омске в этом плане реакция зала была несколько живее. Как только мы подошли к сцене – несколько человек встали из первого ряда, будто только и ждали малейшего сигнала, а за ними сразу и другие потянулись, не дожидаясь «Needles And Pins», пространство около сцены очень быстро заполнилось тут же, на «Sledgehammer». В Екатеринбурге тоже проблем не было – видать, люди уже не в первый раз на концерте, знают, что и как должно быть. А вот в Кургане...

В Кургане сидели принципиально. Их уговаривали мы, их уговаривал вышедший на край сцены Джефф, по залу прошел Stranger с призывом подняться... Крис (!) прервал песню (!) и обратился к зрителям с монологом, объясняя, что он хотел бы, чтобы люди встали и начали танцевать – нет, сидят! Буквально несколько человек подошли к сцене, а остальные так и приросли к креслам. Больше того, увидев, что Крис всем пожимает руки, они вставали, подходили, получали рукопожатие, а после этого шли и садились на свои места! Конечно, потом постепенно стали подниматься, хотя бы потому, что стоящие у сцены перекрывали им обзор, но большая часть зала так и досидела до самого конца. А обернувшись во время перерыва, я увидела, что свет включен, двери открыты и люди потянулись на выход. Так и замерло сердце: ну все, второй Киров... Но, слава богу, на этот раз обошлось, не успели они свалить. А «Lucille» все равно не получили. «А почему только четыре песни было? Вы же говорили, что будет пять?» - все допытывался потом у меня один из зрителей. После концерта, разговаривая с ожидающими Криса местными поклонниками, я попыталась узнать – почему же они так себя вели? «Ну мы же не понимаем, что он там говорит!» - было мне ответом. Как не понять? Мимика и жесты Криса вполне красноречивы, слово «дэнс» знаю даже я... мы, в конце концов, говорили им по-русски!

Вот такие особенности национальной публики... а в остальном все было хорошо везде, и в Кургане тоже: залы были практически заполнены, свободных мест было мало; заводился народ с первой песни, хлопали от души, большинство песен так и звучали под непрерывные аплодисменты, люди подпевали, как могли, кричали: «браво», «молодец», «белиссимо», само собой –«ай лав ю» и т.д. Было очень много цветов, кстати, как мне показалось, именно в Кургане их было больше всего...

Все-таки напишу про охрану, трудно промолчать. И не надо утверждать, что это просто работа, они делают то, что им говорят. Говорят им везде одно и то же, а вот выполняют приказания по-разному. В Омске все было очень демократично, охранники имели место быть, беспорядков в зале не наблюдалось. Народ спокойно подошел к сцене, когда Крис позвал, оставшиеся в зале после концерта спокойно пообщались с Пэм и Мартиной (фото, автографы), а также между собой. А вот в Тюмени... Не разрешали снимать концерт – это понятно, без претензий, нельзя – значит нельзя. Но подниматься на сцену во время выступления Криса, чтобы пройти вдоль нее и рукой ударить по всем телефонам... ну как-то обычно нарушителям фонариками сигналят, или сзади подходят, не так же это делается: Крис поет, а по сцене охранник бегает... А в Кургане не разрешали даже просто сфотографироваться на фоне сцены или в зрительном зале до концерта. И после концерта стали всех моментально разгонять, но тут вышла Пэм – и началось! Народ, как всегда, за автографами – это разрешают, а вот сфотографироваться с ней... Пэм не против, а охранники не дают. То есть человек подошел к Пэм, она его обняла, позируют, улыбаются, а охранник бьет по руке того, у кого фотоаппарат... Маленького сына Lena72fly просто отшвырнули – он тоже хотел сфотографировать. Правда, охранник сам потом испугался своего поступка, и твердил: я его только отодвинул, я его только отодвинул... и видно было, что стоять на этом он будет насмерть, доказать ничего будет невозможно. Повторяю – это было уже после концерта. И объяснить, что концерт уже давно закончен, что артисты сами не против – было невозможно. Нескольким людям все-таки удалось сделать фотографии, но, наверное, у них на снимках так и будут эти два как приклеившиеся к Пэм охранника. А когда мы ждали после концерта у служебного входа, подошла женщина, сказав, что хочет сфотографироваться с Крисом. Автограф уже получила, теперь хочет фото. Мы с вопросами: как? Рассказывает: была в баре, а там где-то уже рядом находятся гримерки, и вышел Крис, она попросила автограф, он расписался, а сфотографироваться не разрешили охранники! Не Крис отказался, а охранники не разрешили! Вот такой город Курган – замороженная публики и отмороженные охранники...

В зале Екатеринбурга охрана была вполне лояльная, после концерта очень долго не разгоняли народ, наобщались и нафотографировались с девчатами вдоволь все, кто хотел, потом еще и Дорино вышел... И лишь когда стало ясно, что делать, в общем-то, больше нечего – только тогда очень вежливо стали просить людей выходить: понимаете, нам пора зал закрывать, и гардеробщицам уже надо домой идти... по-человечески, в общем... А вот на служебном входе охрана была... или нам просто такой попался? Когда ждали артистов до концерта, сынишку Lena72fly выгнали на улицу, а это был самый жестокий по погоде город – мороз, да еще ветер с находящегося рядом городского озера. Понятно, что никто никому ничего не должен, и эта поездка – наш личный выбор, но в трех предыдущих городах всегда пускали погреться хотя бы в предбанник, даже в Кургане. К тому же наслушались элементарных оскорблений, самым ласковым словом было: ненормальные. Причем, мы с Valentine стояли на расстоянии нескольких метров от служебного входа, к дверям даже не приближались и ничего ему не говорили (соответственно, пиво не пили, сигареты не курили) – все равно досталось и нам тоже. Еще он нам популярно объяснил, что Крис НИКОГДА не дает автографы и НИКОГДА ни с кем не фотографируется. Кстати, он же сказал, что группа давно приехала, а Крис явится только перед самым концертом, так что некого тут ждать. Вот этого я совсем не поняла – какой был смысл так нагло врать? Чего он добивался этим своим враньем? Группа, естественно, приехала в обычное время, Крис тоже. Всех мы увидели. Подойти к Крису не разрешили, конечно, зато он нас узнал (ну примелькались мы уже ему и всей группе за эти дни) и поприветствовал сам, что было даже приятней. А Valentine не разрешили подарить Джеффу маленький подарок – как ринулись, как моментально встали стенкой! Удивительно, как ее не скрутили тут же, на месте... Даже Джефф отскочил и поднял руки (в шутку, конечно). Презент был передан только с помощью Stranger’а. И ведь видят, что артисты нас не боятся, а наоборот, радостно приветствуют – нет, надо их защищать! Вот одна и та же охрана, одни и те же указания, а исполнение – разное. И наверняка, случись какая-то нештатная ситуация, охрана из зала тоже вовремя среагировала бы, а вот просто так, без надобности, свою силу и власть показывать не стали. Так что есть люди, работающие в охране, и есть охранники по натуре, которые и в любой другой профессии проявляли бы свои качества, просто именно в охране это делать удобнее – ну больше возможностей показать свою значимость, а уж поставить на место женщин или детей – тут совсем разгуляться можно! После концерта на служебном входе охраны не было вообще, странно – почему за артистов уже не боялись? Хотя постороннего народу там было намного больше, чем до концерта...

 

Мы встречали Криса и группу до и после концертов, но почему-то ни разу не удосужились достать фотоаппарат или видеокамеру, почти все эти встречи остались только в памяти. В Омске мы подписали у Криса новые сингл и диск. В Тюмени Крис вышел из машины уже в концертных полусапожках, и тут же изобразил, что очень скользко, что вот-вот упадет, с мольбой вытянул руки вперед, чуть не «ласточку» при этом сделав – спасите, мол... А мы вот что-то приподрастерялись :). Конечно, такого спектакля сразу, сходу никто от него не ожидал, на самом деле там идти было полтора метра, и совсем не скользко. Стало ясно - концерт будет удачным! Так оно и оказалось впоследствии. В Кургане к нам присоединилась allamina, спасибо ей – хоть оттуда на память осталось несколько фотографий. Там был еще один товарищ из местных - ждал Криса до концерта, взял автограф, потом после концерта пришел – сфотографировался, а на концерт он при этом не ходил (ну город такой – Курган!) Так вот он сразу привязался к Крису с Дитером Боленом, Крис такую тошнотную физиономию состроил! Потом уже мы объяснили этому т.н. поклоннику что к чему, он был весьма удивлен – оказывается, Крис с Дитером не друзья! (Ну город такой – Курган!) Про Екатеринбург я уже писала.

После каждого концерта (кроме того же Екатеринбурга) умница Крис подписывал все фотографии и пластинки, фотографировался со всеми, пробиться к нему было сложно. Это на радио все было организовано, за полминуты пять снимков, а в жизни в том же Омске было примерно так: ой, вот сейчас я, а теперь ты, Люся, нет, давай с этой стороны, а теперь мы с Люсей вместе, ой, а теперь давайте еще и с Машей... Причем фотоаппараты позамерзали, ни у кого ничего не работает, все по нескольку кадров делают, а Крис так терпеливо все это переносит...  А мне непременно надо было сказать ему про новые песни, да и подарок был приготовлен. Каким-то образом все-таки удалось оказаться рядом, особо умного я ничего сказать, конечно, не могла, но слова: ««I'm Gone» и «Wish You Well» - супер!» - Крис понял, сразу оживился и в ответ сказал что-то типа: «Да? Спасибо!» На английском, но я тоже поняла :). Подарила подарок, сфотографировала Lena72fly... и только на следующий день до меня дошло, что просто забыла сфотографироваться с Крисом сама. Есть почти случайная фотография – Lena72fly щелкнула нас в момент вручения подарка, но вот так, чтобы встать как положено, попозировать в объектив – об этом я даже не вспомнила... Но если честно, то это его «спасибо» намного дороже любой фотографии. Прекрасно понимаю, что через пять минут Крис уже обо всем забыл напрочь, но я-то помню... А кроме этого, есть и еще один моральный трофей – то фото Криса с Lena72fly, которое сделала я. Знаю, что никакой я не обалденный фотограф, и этот снимок – случайность, но я горжусь такой фотографией Криса. Моя работа! 

В Тюмени тоже был народ, Крис так же терпеливо расписывался, фотографировался, у нас фотографии получились весьма зыбкими и расплывчатыми, так что только фотки из Кургана и будут радовать меня воспоминаниями... Город такой – Курган...

Довольно сумбурный получился рассказ, но главные события я худо-бедно изложила, а еще ведь есть и масса второстепенных, которые являются неотъемлимой частью этой поездки. Как мы ехали в Тюмень! То есть в результате ехали нормально, дай бог здоровья тому парню, который согласился поменяться со мной местами и сам разрулил все возникшие проблемы с пьяными в ноль соседями, завалившими невероятными баулами весь отсек и не собирающимися ложиться спать (нам, мол, через три часа выходить! – а там всего-то до Тюмени шесть часов ехать, и для меня это была уже третья подряд ночь в поезде). Причем у одного из них вообще была боковушка за три отсека, но как же он там без друзей-то был бы... поэтому и сидел на моем месте. Тюмень нас встретила неприветливо. Мороз, а нам пришлось полдня мотаться по городу по разным делам, при этом почти ничего из задуманного не удалось сделать. Город огромный, серый, неприветливые люди, нигде ни одной афиши нет, даже в кассах филармонии... И только к вечеру судьба как-то повернулась к нам лицом: вдруг потеплело на улице, в гостинице нас переселили в теплый номер, а на следующий день – сплошные удачи, и люди прекрасные, и город вроде бы вполне ничего... Удалось напечатать омские фотографии; наткнулись на филиал «Kassy.ru», там нам подарили афишу и флаеры с Крисом, ну и ряд других приятных мелочей... К примеру, служебный вход оказался вполне доступным, а накануне мы решили, что он находится за забором, и в день концерта тут все перекроют. Потом Крис со своей «ласточкой», потом концерт обалденный...

А как хорошо было в Кургане! Единственная дорога, которая обошлась без эксцессов и единственный город, где нам ни о чем не пришлось заботиться! Спасибо, allamina! Встретила нас, накормила, напоила, на концерт сводила и спать уложила :). Сводила – в буквальном смысле слова, потому что мы пехом проперли весь Курган от вокзала до филармонии. Очень интересно было наблюдать реакцию жителей на наш вопрос: как дойти до филармонии? Первое, что они делали, говорили: ох! – и чуть приседали: филармония? Потом объясняли. Объясняли все по-разному, но в принципе, общее направление указывали верно, мы ж дошли в результате. Когда обнаружили, что реакция на вопрос абсолютно идентична у всех опрашиваемых, стали спрашивать чисто из любопытства, потому что куда идти – уже представляли, а вот это: ох! - и приседание, - это было чрезвычайно интересно. Только на ближних подступах к филармонии реакция нормализовалась, и нам стали просто отвечать: туда-то и туда-то. До концерта наобщались и нафоткались с Джеффом и Акселем.
Традиционный Мартини до концерта, традиционный Феймуз после – как чудно посидели, поговорили! Поспать, правда, довелось совсем мало, думали – в поезде выспимся. Ага, выспались... Купив билеты на поезд повышенной комфортности, мы почему-то оказались в неотапливаемом вагоне обыкновенной электрички, а за окном зима, на минуточку, с морозом, между прочим. Замерзнув напрочь, обратились к проводнице, она нас отправила в соседний вагон, тамошняя проводница была очень недовольна: а зачем же вы покупаете билеты в первый вагон, знаете же, что он холодный? Да почему мы должны знать, что за тысячи километров, в каком-то Кургане есть какая-то электричка, а в ней не отапливается первый вагон! Да-а... и Крис еще хотел заставить танцевать людей с таким самомнением! А в этом теплом вагоне тупо не закрывалась дверь (а мы, естественно, уселись напротив), и вот с периодичностью раз в полторы-две минуты allamina вскакивала и закрывала ее. Завалили, прижали чемоданами – сама при наклонах поезда открываться перестала, но каждый проходящий считал своим долгом непременно раздвинуть обе створки. Поспали в дороге, называется...

Екатеринбург как-то прошел мимо сознания, приехали днем, еле хватило времени привести себя в порядок, с часок посидели в кафешке, пообщались с Valentine, познакомились с Донатом – он реально похож на молодого Криса! Взглянуть бы на него лет через сорок... Пофоткались с картонным Крисом, концерт – и сразу домой... Дорога из Екатеринбурга домой с гражданами моей многонациональной родины скучной, опять же, не показалась, а в заключение перед самой Москвой мы намертво встали – впереди расцепился грузовой состав. Пока нашли свободный локомотив, пока пригнали его с другой станции, пока оттащили отцепившиеся вагоны на запасной путь... те 2-3 часа, которые я хотела выиграть, купив билет именно на этот поезд, мы тупо простояли. Уж лучше было бы поехать вместе с Valentine, все равно приехали в Москву мы почти одновременно...

Почему я думаю, что Крис нас узнал :) в Екатеринбурге. Мы уже четвертый день мозолили глаза ему и всей группе, и ладно бы просто две тетки – кто их разберет, здесь одни, там, возможно, другие... Но у нас была отличительная черта – ребенок. Две тетки и ребенок – это уже нечто запоминающееся :). Сынишка Lena72fly стойко переносил все бытовые неурядицы, не теряя присутствия духа. Только несколько задевала фраза: «Бедный ребенок!» - которую каждый считал своим долгом произнести. Она простительна людям, не имеющим собственных детей, но это говорили и аналогичные же тетки вполне семейного вида, у которых наверняка дети есть. Чем он бедный? Предложите любому школьнику: пропустить учебную неделю (не в каникулы, а тогда, когда все остальные обязаны будут ежедневно ходить в школу!) и вместо этого отправиться вдвоем с мамой в увлекательное путешествие по нескольким городам на концерты любимого артиста. (А в том что артист любимый – можно не сомневаться, видели бы вы, как он фанатеет на концертах, подпевая все песни, зная все слова; как переживал, когда не удалось сфотографироваться с Джеффом – любимым гитаристом – в Тюмени и как рад был, что сфотографировался все-таки с ним в Кургане...) И как вы думаете – отказался бы ребенок от такого предложения? Это для взрослых путешествия связаны с определенными неудобствами, а для ребенка – это чистой воды приключения, да такие, которые на всю жизнь запоминаются! Так что  жалеть надо тех детей, чьи родители считают, что наш юный фанат – бедный. Вот у них как раз кроме школы - ничего в жизни нет. Сами дети наверняка ему позавидовали бы, только такие родители даже не сообщат им о том, что в жизни других детей, оказывается, бывает такой праздник. Даже мой великовозрастный сынуля сказал: «Что-то мне тоже захотелось с тобой куда-нибудь съездить, потусить на концерте».

Праздник на самом деле – получился! Не зря я давно мечтала съездить в тур за Крисом, но даже предположить не могла, что это в принципе возможно – раз, и насколько это здорово! – два. В прошлом году я тоже была в трех городах тура, но после каждого концерта возвращалась домой, и между концертами были определенные временнЫе промежутки, то есть это были три отдельных концерта. А тут – просто уехала на целую неделю из дома, и впечатления от встреч с Крисом ничем не перебивались, мысли не переключались ни на какие бытовые проблемы. Знать, что вчера-позавчера был концерт, и сегодня тоже будет, а завтра –ТОЖЕ БУДЕТ! – это состояние не понять, если не пережить его. Я и не думала, что так бывает... А в перерывах между концертами можно вдоволь говорить о Крисе с людьми, которым эта тема не менее интересна, чем тебе, и не думать больше ни о чем... Метод погружения... И даже не очень трудно потом выныривать на поверхность, то есть возвращаться к привычным делам и заботам. После одного концерта это сделать гораздо труднее, как выяснилось. А такой тур – он дает как раз ту эмоциональную наполненность, с которой можно относительно спокойно ждать следующих концертов... весьма относительно, конечно...

Я обязательно поеду опять в Екатеринбург... И в Омск... и в Тюмень... ой, и даже, наверное, в Курган...

 

17.12.2013

 © www.chris-norman.ru

 


Отчеты до 2013 года можно посмотреть здесь >>>